ЧВК «Вагнер» или сирийские наемники: кто сражается за чужие интересы в Ливии
В последнее время систематически появляются заявления о присутствии на территории североафриканского государства иностранных акторов.
Представители Ливийской национальной армии (ЛНА) во главе с Халифой Хафтаром говорят о том, что входящие в Правительство национального согласия (ПНС) Ливии бандформирования в своих операциях полагаются на сирийских наемников, которых Турция регулярно перебрасывает в Ливию.
В то же время, ПНС, возглавляемое премьер-министром Файезом Сарраджем, сообщает о бойцах ЧВК «Вагнер», будто бы действующих на стороне ЛНА.
Давайте же рассмотрим обе позиции подробнее, есть ли между ними разница?
Доказательства
Присутствие сирийских наемников уже ни для кого не является секретом. Официальный представитель Ливийской национальной армии (ЛНА), генерал-майор Ахмад Мисмари неоднократно обнародовал доказательства того, как сирийские боевики участвуют в операциях на стороне ПНС. Кроме того, существуют свидетельства перебросок боевиков посредством турецкого воздушного и морского транспорта в Триполи и Мисурату.
Как отмечает Ахмад Мисмари, расширяя свое вмешательство в ливийский конфликт, Турция уже не только переправляет и вооружает боевиков, но и создает в Ливии лагеря, где проходят обучение завербованные в Сирии наемники.
Там наемников готовят к сражениям против ЛНА, что нарушает режим прекращения огня, который официально до сих пор действует в Ливии. Кроме того, часть радикалов тренируют для службы в полиции на территориях, захваченных силами ПНС. По словам Мисмари, эти действия свидетельствуют о том, что Турция предпочитает действовать в Ливии колониальными методами, которые позволяют ПНС удерживать собственные позиции.
На чем же основаны заявления о присутствии ЧВК «Вагнер» в Ливии? Кроме голословных заявлений Сарраджа, которые по сей день не подкреплены фактическими доказательствами, информацию о российских добровольцах активно распространяло Африканское командование вооруженных сил США (AFRICOM). Однако по традиции, вместо фактологии, их «доклады» содержали лишь развенчанные вбросы или же и вовсе сфальсифицированные данные. Что касается визуальной части «пресс-релизов» американских военнослужащих, то она не выдерживает никакой критики, поскольку разобрать что-либо на отретушированных снимках, якобы сделанных из космоса, — невозможно.
Примечательно, что немаловажную роль в распространении подобных слухов сыграли западные СМИ (такие как Bloomberg и Reuters), Иностранные журналисты написали серию антироссийских публикаций со ссылкой на доклад Панели экспертов Организации Объединенных Наций, приписав РФ вмешательство в Ливию.
Однако зарубежные авторы не смогли определиться, кому они хотят вменить присутствие в Ливии, поэтому в тексте постоянно проскакивала неопределенность: то сообщалось о неких «оперативниках», то о «наемниках», то вообще о «снайперах». Разброс «терминов» — не случайность. Содержание документа буквально слово в слово «списано» с пиар-вбросов, не раз произносимых руководством ПНС и растиражированных западными СМИ.
Даже если допустить возможность присутствия сотрудников ЧВК «Вагнер» в Ливии, хотя стоит еще раз подчеркнуть, что на сегодняшний день этому так и не было предъявлено доказательств, сравнить участие третьих сторон в ливийском конфликте можно и по другим аспектам.
Мотивация
Действующие на стороне ПНС Ливии наемники из Сирии, согласно многочисленным отчетам, были завербованы турецкими агитаторами в Идлибе, где по-прежнему действуют различные вооруженные бандформирования, в том числе признанные на международном уровне террористическими.
Имея в наличии единственную связь с «внешним миром» в виде турецкой границы, нет никаких сомнений в тесном взаимодействии подобных бандформирований с Турцией. При этом важно понимать, что руководство Анкары не стесняется связи с боевиками. Более того, президент Реджеп Тайип Эрдоган и вовсе убежден, что, помогая экстремистам, он «усиливает» мусульманский мир.
Поскольку расширение турецких интересов на Сирии не заканчивается, Анкара активно использует привычный метод поддержки боевиков уже и в Ливии. Для этого спецслужбы Турции находят среди авторитетных полевых командиров вербовщиков, которые способны убеждать своих «товарищей» отправляться сражаться на стороне ПНС в североафриканское государство.
Правда, боевикам рассказывается не о том, что они станут пушечным мясом или же «военными рабами», а будто бы они будут охранниками. За работу им обещают ежемесячное жалование около двух-трех тысяч долларов, из которых 200 выдаются боевику, а остальное отправляется его семье. Некоторым обещают и вовсе гражданство Турции, в случае проявления особых заслуг и героизма во время боевых действий.
С чем же ассоциируется деятельность сотрудников ЧВК «Вагнер»? Русские добровольцы, не в пример сирийским джихадистам, воюют за идею, против террористов.
Прослеживалось это и в сообщениях из Сирии, когда «вагнеровцы» помогали ликвидировать радикальных исламистов. Последние угрожали устроить теракты в самых разных странах, включая Россию. Можно увидеть проявление этой идеи и у бойцов частной военной компании, сражавшихся в Донбассе. Там терроризм был не в привычном нам виде, а на уровне государственной идеологии Украины, которая после переворота 2014 года Киев развязал войну против мирного населения востока страны.
Различие в мотивировке налицо: кто-то воюет за деньги, а кто-то за идею справедливости и безопасного мира. Впрочем, куда более явно это различие проявляется в непосредственных действиях.
Действия
В апреле нынешнего года 82-й пехотный батальон ЛНА сообщил, что вооруженные группировки, входящие в состав «МВД» ПНС, совершили 14 публичных казней под руководством полевого командира Абу Убейда аз-Зави в городе Сурман, что расположен на северо-западной стороне побережья Средиземного моря. В рядах силовых структур «правительства» Сарраджа состоят выходцы из террористических организаций ИГ («Исламское государство», запрещено в РФ), «Аль-Каиды» (запрещена в РФ), а также джихадисты из «Братьев-мусульман» (запрещена в РФ). Многие из этих боевиков ранее действовали в Сирии.
Сирийские наемники принимали активное участие в операциях ПНС по захвату не только Сурмана, но и Сабраты, где также устраивались бесчинства. Рабочая группа ООН сообщала, что боевики из САР и силы ПНС освободили более четырехсот заключенных из тюрем без надлежащего судебного разбирательства и проверок. Многие из них были террористами ИГ. Помимо прочего, по данным Организации, наемники оскверняли трупы собственных жертв, занимались мародерством и грабежом, убивали детей и насиловали женщин.
Помимо прочего, турецкие оккупанты, в рядах которых состоят сирийские джихадисты, согласно фетве ИГ, сжигали все государственные учреждения в западных прибрежных городах североафриканского государства. Не гнушатся силы премьер-министра Файеза Сарраджа осуществлять и артиллерийские обстрелы по жилым кварталам, как это было в городе Каср бен Гашир, который находится в 34 километрах к югу от Триполи. Именно на такие операции командование ПНС отправляет сирийских наемников.
Однако куда чаще боевиков используют для показательных казней несогласных с политикой Триполи, а также людей, симпатизирующих ЛНА. Использование сирийцев для приведения в исполнение казней объясняется тем, что руководит действиями наемников лидер группировки RADA, военный преступник и член «Аль-Каиды» Абд аль-Рауф Карра, известный своими радикальными взглядами и сотрудничеством с ИГ. Поскольку сам Карра террорист, разумеется, и действия подчиненных ему сирийских наемников тесно связаны с мародерством, убийством мирных жителей и пытками пленников.
О более мелких преступлениях иностранных наемников ПНС, как, например, грабежи, угон автомобилей и рэкет, систематически сообщают арабские СМИ. Очевидно, что от присутствия сирийцев в Ливии страдает местное население. ПНС размещает боевиков в жилых кварталах, что ощутимо сказывается на безопасности гражданских лиц, которые вынуждены покидать собственные дома, переоборудованные джихадистами под военные объекты. Зачастую сирийцы используют мирных ливийцев в качестве живого щита.
Вернемся к действиям бойцов ЧВК «Вагнер». Все они с глубоким убеждением отправлялись на далекие рубежи. Их основополагающей целью являлась защита простого населения от убийств, мародерства и несправедливости. В том же Донбассе «вагнеровцы» мешали украинским военнослужащим обстреливать из артиллерии жилые кварталы. В Сирии наблюдалось то же самое, когда боевики ИГ и других радикальных организаций, а также разрозненных исламистских бандформирований грозились убить всех, кто стоит на их пути. При этом ограничиваться борьбой в Сирии террористы не собирались, желая расширить свое влияние на весь мир.
Чьи интересы?
Лучше всего о том, за что воевали сирийские наемники в Ливии рассказал сам боевик, пойманный силами ЛНА. Ранее в Сети была опубликована серия видеодопросов плененных наемников ПНС, одним из которых оказался сириец по имени Мустафа Рашид Ибн Фейсал, которого завербовали турецкие военнослужащие.
По его словам, вербовщики дислоцировали его в Ливию под угрозами расправы. Одним словом, в Африку он попал против своей воли:
«Меня завербовали турецкие солдаты. Точнее, офицеры, они оказывают давление на сирийцев. Многие из нас бегут и не хотят воевать в Сирии. Таких ловят и предлагают им трехмесячные контракты с ежемесячными выплатами в две тысячи долларов, потом обещают вернуть домой. Многие знали, что это обман и сбежали. Они знали, какая репутация у террористов ПНС».
В своем видеообращении к «товарищам» Мустафа заявил, что сирийцам не следует приезжать в североафриканское государство, а главное — не верить словам турок, поскольку в действительности все обстоит совсем иначе.
За что же воюют «вагнеровцы»? На этот вопрос хорошо ответили те, кто непосредственно знаком с действиями русских добровольцев.
Так, депутат Московской городской думы Андрей Медведев назвал ЧВК «Вагнер» неотъемлемой частью борьбы с международным терроризмом.
«Русские мужчины с оружием в руках (и не только русские, но не в национальности дело) где-то там в сирийской пустыне внесли свой вклад в то, что у нас почти нет терактов, что у нас дома нет войны», — объяснил политик.
По мнению ополченца с позывным «Ветер» «вагнеровцы» — это простые ребята, которые выполняют свой долг по защите Родины, но не требуют каких-то наград или славы взамен.
В то же время, военный корреспондент Юрий Котенок считает, что ЧВК «Вагнер» является единственной силой, которая отстаивает национальные интересы России на международной арене.
«Группа Вагнера» есть единственный метод, рычаг, довод политики России на международной арене. Это дубина, которую боятся и уважают. «…» Так что Слава «Группе Вагнера»!», — заключил военный корреспондент.