«Если мы не сделаем таких же мощных комбайнов, как голландские, давайте не тратить силы!»
Выкладки Марата Ахметова с однозначным выводом — нужно увеличивать федеральную поддержку собственных производителей сеялок и веялок — выглядели вполне логично Фото: gossov.tatarstan.ru
ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ В РТ СОКРАТИЛСЯ ДО 2,8 МЛРД. РУБЛЕЙ
В Госсовете РТ накануне говорили на тему импортозамещения в сфере производства сельхозтехники. Тема, казалось бы, куда как актуальна: выросший доллар превратил импортные тракторы и комбайны в эдакие сельские Ferrari и Lamborghini, кривая обеспеченности сельхозпредприятий республики техникой поползла вниз, а имеющаяся стремительно ветшает... Так что выкладки министра сельского хозяйства РТ Марата Ахметова с однозначным выводом — нужно увеличивать федеральную поддержку собственных производителей сеялок и веялок — выглядели вполне логично. Однако неожиданно обсуждение перешло на скользкую дорожку вопросов о том, а стоит ли вообще поддерживать такие проекты, если условный комбайн a-ля New Holland нам все равно в ближайшее тысячелетие не создать?
Для обсуждения было созвано совместное заседание комитета по экологии и парламентской комиссии по контролю за реализацией госпрограммы развития сельского хозяйства РТ на 2013 - 2020 годы. В президиуме во главе с председателем комитета Тахиром Хадеевым и вице-спикером Юрием Камалтыновым оказался еще и главный федеральный инспектор по РТ Ренат Тимерзянов, а в зале заняли свои места сразу два ключевых министра — уже упомянутый Ахметов и министр экономики Артем Здунов, а сам малый зал парламента едва вместил всех депутатов и приглашенных. Нет сомнения, был бы и министр промышленности Альберт Каримов, если бы в этот момент не находился в Сеуле с президентом — так что прислал зама.
Хадеев во вступительном слове повторил мантру о важности обеспечения населения качественными и доступными продуктами питания и пришел к выводу, что без собственной развитой отрасли сельхозмашиностроения как одного из китов, на которых стоит сельское хозяйство, потеснить иноземную продукцию на полках магазинов будет затруднительно. Выяснилось, что Татарстан сегодня располагает 13 производствами сельхозтехники и оборудования — они выпускают широкозахватные посевные комплексы, почвообрабатывающую технику, тракторные прицепы, дождевальные агрегаты и проч. Где-то даже приноровились собирать те самые вожделенные комбайны New Holland, но пока степень локализации производства столь мала, что покупателям такой техники надеяться на госсубсидии не приходится, так что спрос пока хромает. В целом же о руководителях компаний по производству сельхозтехники говорили практически как о героях или сподвижниках. Стало даже тревожно: не вымрет ли вовсе этот класс предпринимательства?
Казанский завод оросительной техники в мае запустил на поля Лаишевского района импортозамещающую дождевальную машину с патриотическим названием «Казанка»
Вышедший на трибуну директор ООО «Казанский завод оросительной техники» Рамиль Идрисов, который в мае запустил на поля Лаишевского района импортозамещающую дождевальную машину с патриотическим названием «Казанка», всем своим видом показывал, что, нет, не вымрет, и какая-никакая надежда у этого сектора промышленности есть. Однако цифры статистики пока не утешают: если в 2014 году объем производства сельхозтехники в РТ составлял 4,8 млрд. рублей, то в 2015 году он сократился до 2,8 млрд. рублей.
«БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В ДАННОМ ВОПРОСЕ НЕ ОБОЙТИСЬ»
Не стал жалеть черных красок министр сельского хозяйства и продовольствия Ахметов. Он признал, что машиностроительный парк АПК значительно изношен. (Как именно изношен этот парк, чуть позже проиллюстрировал глава фермерской ассоциации Камияр Байтемиров — комбайны — на 76%, тракторы — на 62%, сельскохозяйственные машины — на 78%). Оснащенность сельскохозяйственного производства тракторами и комбайнами, продолжал Ахметов , в Татарстане в 3 - 5 раз ниже, чем в странах с развитым сельским хозяйством. С 2014 по 2016 годы в РТ на техническую модернизацию в АПК выделяется по 2 млрд. рублей поддержки, отметил Ахметов, это позволило приобрести 1097 тракторов, 365 зерноуборочных комбайнов, 146 кормоуборочных комбайнов и проч. Однако сейчас выросший доллар сделал импортную технику и комплектующие слишком дорогим удовольствием. «Стоимость техники и расходы на его эксплуатацию выросли, вы знаете, что внедрен утилизационный сбор, произошел рост акцизов на моторное топливо, поэтому при действующих объемах субсидирования объемы закупки техники будет продолжать снижаться», — дал неутешительный прогноз министр.
Созданию же местных импортозамещающих производств мешает ряд факторов: это и сезонность продаж, и низкая платежеспособность сельхозпредприятий, и отсутствие доступных кредитных ресурсов. В то же время в потребность в доступной сельхозтехнике у предприятий РТ очень высока. В общем, Ахметов пришел к следующему выводу: «Без государственной поддержки в данном вопросе не обойтись. Страна должна поставить перед собой задачу удвоить оснащение сельхозпроизводителей техникой в ближайшие 10 лет». Что ж, не исключено, что первый номер по итогам праймериз «Единой России» — Ахметов — в случае его перехода на работу в Госдуму как раз и займется выбиванием федеральных миллиардов на развитие производства сельхозтехники.
Но Ахметов прямо дал понять — поддерживать будут не всех подряд, а настоящих фанатов своего дела и привел в пример ООО ПК «Агромастер», которое в мае освоило производство энергонасыщенного трактора «Т-360» — сборка техники осуществляется в Муслюмово. В то же время у республики вряд ли хватит сил и средств замахнуться на проект по производству кормоуборочных или свеклоуборочных комплексов. «Это целый завод на колесах, он почти объемом с этот зал, — обвел он взглядом малый зал Госсовета РТ и продолжил. — Его производить в рамках республики невозможно с нашими ресурсами».
По версии Артема Здунова, ситуация в обсуждаемой отрасли если не блестящая, то и не такая ужасная Фото: gossov.tatarstan.ru
«МЫ ИМ НУЖНЫ, ТАК КАК ЭТО ИХ РЫНОК, ОНИ ПОНИМАЮТ, ЧТО БЕЗ ЛОКАЛИЗАЦИИ ОНИ НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНЫ»
По версии другого министра — Здунова — ситуация в обсуждаемой отрасли если не блестящая, то и не такая ужасная, как она была описана предыдущим оратором. Для начала он перечислил существующие в РТ меры господдержки, после чего напомнил, что заемные средства можно найти по «Программе 6,5»: «Недорогие деньги, я не говорю дешевые, но недорогие по сравнению с рынком России, они есть». Оживить рынок, по его словам, можно было бы через лизинговые программы для малых производителей, а также поддержку производства средств малой механизации. Еще он напомнил, что не стоит забывать про льготные условия для резидентов ТОР в Челнах и промплощадок республики.
Депутат Марат Галеев призвал всех не ждать отмены санкций — мол, все самое плохое уже сделал дорогой доллар, так что отмена этих формальных ограничений уже мало что изменит. Так что, он считает, что вести разговор нужно не столько об импортозамещении, сколько о локализации производств у нас, в России. Причем легальных, чтобы не было потом судебных тяжб с материнскими компаниями из-за рубежа. «Мы им нужны, так как это рынок, они понимают, что без локализации они неконкурентоспособны», — заключил Галеев. А дальше все отрегулирует его величество рынок.
В целом собравшиеся сошлись во мнении о необходимости кооперации, более тесного межведомственного взаимодействия и создании единого центра ответственности, экспертного совета или чего-то в этом роде. Отрезвляющий итог встречи подвел Камалтынов. «Тема импортозамещения сельхозтехники — насколько она для нас критична? Принципиально ли тратить деньги на производство чего-то, если мы знаем, что голландский или американский комбайн в разы производительнее того, что у нас есть сегодня? — огорошил он и добавил. — Наверное, есть те вещи, которые на Западе покупать не надо, и если мы сделаем их здесь, то это будет и дешевле и эффективнее. Но если мы однозначно знаем, что мы не сделаем таких же мощных комбайнов и тракторов, то давайте на это тратить силы не будем! Мы можем все что угодно запустить, но потом их еще нужно продать», — заключил вице-спикер и попросил записать это в проект решения.