Группировка «Жилка», расстрел машины Кумарина и захват Невского. История «казанских» — самых жестоких бандитов Петербурга 90-х
После премьеры сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» в России снова заговорили о «казанском феномене» — считается, что именно в городах Татарстана в конце 1980-х годов появились первые в Советском Союзе банды с послевоенных времен.
В начале 90-х «татарские» группировки стали одним из самых громких преступных сообществ Петербурга — потеснив «тамбовских» и прославившись особенной жестокостью.
«Бумага» рассказывает, зачем бандиты из Казани устремились в Петербург, чего они смогли добиться в городе и почему, в отличие от тамбовских, они стали частью новой бизнес-элиты.
Оглавление
1. Казанские бандиты появились еще в Ленинграде, но самая известная группировка попала в город в 90-х;
2. Члены «Жилки» зарабатывали на сбыте ворованного полиэтилена, а их лидер отсидел шесть лет за организацию драки;
3. Члены других группировок описывали «казанских» как жестоких преступников;
4. «Казанское представительство» контролировало «Невский палас» и морской порт Петербурга;
5. В середине 1990-х «казанские» в Петербурге вступили в конфликт с «татарскими» в Москве;
6. Кто застрелил Хайдера, осталось тайной. После его смерти банду разрушили внутренние разборки
Казанские бандиты появились еще в Ленинграде, но самая известная группировка попала в город в 90-х
Казанские банды начали перебираться в Ленинград в конце 1980-х. В городе их воспринимали как членов одной группировки и называли их «татарами» или «татарскими», рассказала «Бумаге» социолог и исследовательница уличных банд Светлана Стивенсон.
На самом деле, как говорит Стивенсон, в городе действовали сразу несколько банд из Казани. Тогда все бригады существовали автономно друг от друга и представляли филиалы группировок из Татарстана, написал в книге «Бандитский Петербург» журналист Андрей Константинов.
Самой деятельной казанской бандой в Петербурге считалась «Жилка». Ее глава Хайдар Закиров по прозвищу «Хайдер» перебрался в город в начале 1990-х. По словам Стивенсон, незадолго до этого Закиров попытался объединить под своим началом 18 действующих группировок в Казани. Но не смог подчинить всех, и враги «выжили» его в Петербург.
Члены «Жилки» зарабатывали на сбыте ворованного полиэтилена, а их лидер отсидел шесть лет за организацию драки
«Жилка» — это сокращение от «Жилплощадки», так называется микрорайон на северной окраине Казани, где еще в 70-е начали собираться будущие члены банды — 10-15 подростков.
Их лидером стал значительно более старший Хайдар Закиров по прозвищу Хайдер, рассказывал один из членов «Жилки» Юрий Марухин казанскому изданию «Бизнес Online». Бывший следователь и нынешний руководитель аппарата главы Татарстана Асгат Сафаров назвал «Жилку» одной из наиболее «дерзких и серьезных» группировок Казани конца 80-начала 90-х.
Впервые «Жилка» прославилась зимой 1984 года — после масштабной драки, которую Крыжовников включил в сериал. «Жилка» столкнулась с противоборствующей бандой на Лебяжьем озере, а зачинщиком драки милиция сочла 22-летнего Хайдера. В итоге Закиров провел шесть лет в заключении по обвинению в организации массовых беспорядков.
По словам экс-следователя Сафарова, «Жилка» отбила контроль над ближайшим к «Жилплощадке» химическим заводом «Оргсинтез» у другой знаменитой группировки — «Хади Такташ». Участники банды наладили схему по продаже на черном рынке полиэтилена, ворованного на «Оргсинтезе». За это их ловили и задерживали, но остановить процесс не смогли — потом бывшие члены «Жилки» заявят журналистам, что руководство завода было в доле.
В это же время бандиты из Казани предприняли первые вылазки в Ленинград.
Члены других группировок описывали «казанских» как жестоких преступников
Социолог Вадим Волков в книге «Силовое предпринимательство» приходит к выводу, что казанские ОПГ начали посылать свои бригады в Ленинград из-за того, что масштаб частного бизнеса в Казани не соответствовал объему предложения по рэкету. Участники группировок из Татарстана приезжали в северную столицу как пираты, которые выдвигались на новые территории, соглашается в разговоре с «Бумагой» Светлана Стивенсон.
Казанские группировки смогли вытеснить местные банды Петербурга в 1993-1994 годах благодаря тому, что в таких конфликтах они «выступали как объединенная сила», объясняет Волков. В остальное время «татарские» добывали деньги для «материнских» группировок в Казани, а после нескольких месяцев жизни в Петербурге возвращались домой — их заменяли новые вахтовые бандиты.
Позже участники «тамбовской» группировки рассказали Андрею Константинову, что «казанские» проявляли чрезвычайную жестокость не только к противоборствующим бандам, но и к петербургским бизнесменам, с которых брали деньги за «охранные услуги». Участники татарстанских группировок, как писал журналист, не выстраивали долгосрочные взаимоотношения с предпринимателями, а интересовались быстрыми заработками.
Жестокость «казанских» и их участие в наркоторговле помешали им внедриться в петербургскую политическую и экономическую систему, писал в книге Волков.
В апреле 1995 года участники одной из татарстанских банд застрелили на Суворовском проспекте сотрудника РУБОПа, регионального управления по борьбе с преступностью. После этого милиция начала проводить операции против лидеров группировок и их коммерческих проектов, следует из исследования Вадима Волкова.
«Казанское представительство» контролировало «Невский палас» и морской порт Петербурга
К середине 1990-х «Жилка» уже «прочно держала» «Невский проспект», писал «Коммерсант», и контролировала морской порт. По данным исследовательницы уличных преступников Стивенсон, группировка Хайдара Закирова рэкетировала в Петербурге некоторые банки, страховые компании, казино, рестораны и гостиницы.
В частности, «Бумага» обнаружила в архивах газеты «Республика Татарстан» упоминание о связи «казанских» с гостиницей «Невский палас». В статье утверждали, что «Жилка» могла отбить «крышу» над гостиницей у «тамбовских» после того, как участники банды расстреляли мерседес лидера «тамбовцев» Владимира Кумарина в 1994 году.
Согласно заметке в газете «Республика Татарстан», «Жилка» конкурировала с «тамбовскими» за контроль над торговлей нефтепродуктами в Петербурге. Кроме того, «Казанское представительство», как авторы заметки называют союз группировок под руководством Хайдера, пытался вымогать деньги у петербургского банка «Россия», однако «Бумага» не обнаружила подтверждений этой информации.
В середине 1990-х «казанские» в Петербурге вступили в конфликт с «татарскими» в Москве
Исследователи «казанского феномена» выдвигали разные версии, с чем связано падение влияния татарстанских группировок в Петербурге. Вадим Волков указывает, что после 1995 года сотрудники РУБОП арестовывали почти всех бандитов из Казани.
Помимо рэкета татарские уличные банды занимались мошенничеством, грабежами и наркоторговлей, что сделало их более уязвимыми во время кампаний по борьбе с преступностью, отметил Волков. При этом исследователь не исключил, что влияние банд в городе ослабло из-за давления других ОПГ — с этой точкой зрения придерживается Светлана Стивенсон.
В середине 1990-х лидер «Жилки» Закиров решил устранить лидеров других банд из Татарстана, которые отказались объединяться с ним в Казани, пишет Гараев в «Слове пацана». По версии писателя, Хайдер «развязал войну» с «Севастопольскими» — другой казанской группировкой, главы которой жили в Москве, и это обернулось десятками жертв.
Кто застрелил Хайдера, осталось тайной. После его смерти банду разрушили внутренние разборки
Главу «Жилки» Хайдера убили 26 августа 1996 года, к тому моменту Анатолий Собчак уже успел проиграть выборы мэра Петербурга, а Владимир Путин готовился приступить к работе в Кремле.
Друг Закирова Юрий Марухин, которого впоследствии назвали новым лидером «Жилки», рассказал «Бизнес Online», как обнаружил у его дома отряд ОМОН и большую лужу крови. По воспоминаниям участника группировки, знакомые из Военно-медицинской академии рассказали ему, что Хайдер попал к врачам с серьезным ранением. Через два часа он умер.
После убийства Хайдера в Петербурге постепенно расстреляли других лидеров «Жилки», написал Андрей Константинов в «Бандитском Петербурге». Собеседники журналиста из правоохранительных органов предположили, что Закирова убили собственные заместители. Участники «Жилки» говорили, что после гибели лидера «молодые» члены «Жилки» начали вступать в конфликты со «старшими» в борьбе за власть.
Констанинов, в свою очередь, назвал Закирова последним убитым авторитетом для всех «казанских» в «Бандитском Петербурге».