Нина Кочеляева, кинофестиваль «Евразийский мост»: «Время бунтарей еще не пришло»

«Культура» пообщалась с отборщиком VII Ялтинского международного кинофестиваля «Евразийский мост» культурологом, кандидатом исторических наук Ниной Кочеляевой.

— Как оцениваете итоги смотра?

— Если говорить о документальном кино — оно у нас по-прежнему на высоте и советское кино в почете — об этом говорит присуждение премии, посвященной Марлену Хуциеву и показанной в день рождения режиссера. Обидно, что коллеги обошли вниманием таиландский док «Скала» Ананты Титанат, правда, отмеченную Специальным призом и дипломом Администрации Ялты — она фиксирует важный момент, уходящую натуру — эпоху больших кинотеатров, превращавших каждую премьеру или фестиваль в крупное культурное событие.

С игровым кино сложнее — без официальных наград остались «Флаг» и «Наш дом», очень живые, аутентичные, дышащие, воздушные работы. Возможно, жюри просто не было готово рассматривать кинематографы, находящиеся в становлении, но меня порадовала главная награда алтайской «Тропе», она была одним из моих фаворитов. Эта награда отмечает важный сдвиг, связанный со становлением регионального кинематографа Российской Федерации. Сейчас происходит некоторая децентрализация кинематографических процессов, и наш фестиваль фиксирует развитие региональных студий. Удивила игровая награда постановщику сербского «Следа зверя», с режиссурой, на мой взгляд, там как раз не очень ладно.

— Семь лет — детский возраст, сумел ли «Евразийский мост» занять свою нишу?

— Да, причем с первых лет — он создавался моим учителем и старшим коллегой Кириллом Разлоговым, его идейным вдохновителем был Никита Михалков. Согласно замыслу, фестиваль стал полюсом идейного притяжения между Европой и Азией. Я работаю здесь второй год, для меня сохраняется важность этой парадигмы, но в своих программах стараюсь уделять внимание молодому кино, рождающемуся на Востоке и на Западе, нащупывать тенденции, которые раскроются через десять-двадцать лет.

— Давайте поворожим и намечтаем судьбу фестивалю, на который вернутся открытые им дебютанты, зрелые мастера экрана...

— У меня пока нет чистой концепции, хотелось бы сохранить тенденцию, связанную с открытием новых имен, в любом случае хочется придать программам больше авангардности, необычности.

— Ваша основная профессия — фестивальный отборщик?

— Да, в этом качестве я работаю на четырех смотрах — Ялтинском, Казанском, Московском международном, делаю конкурсную программу «Сплетенные параллели» для Оренбуржского фестиваля «Восток-Запад: классика авангарда», работаю на крупнейшем бангладешском фестивале в Дакке, рекомендую российские фильмы и картины СНГ.

— Как вы вошли в эту сферу, есть ли у вас профессиональное кредо?

— Меня привел в профессию Кирилл Эмильевич Разлогов, обладавший огромным международным авторитетом и количеством связей. Это был полифонический человек, знавший шесть языков, что очень важно в нашем деле, и удивительным магнетизмом — его любили и в научном, и кинематографическом сообществе. С 2006 года я работала ученым секретарем в его Российском институте культурологии, затем долго была персональным ассистентом и постоянно училась… По основному образованию я — историк-музеевед и «древнеруссник», а в институте готовила исследования для ЮНЕСКо в области российской и международной культурной политики. Что касается кредо — предложенные мною картины должны быть качественными, необычными, непривычными зрителю — хочется делиться тем, что невозможно увидеть на других площадках.

— Например?

— Индийским авторским кино, рождающимся в штатах, находящихся на обочине развлекательного жанра, экспериментирующими с художественной формой — такими как Керала, Манипур, Ассам. Хотелось бы привлечь на фестиваль картины из арабских и африканских стран, но регламент этого не предполагает.

— Напротив, «Евразийский мост» должен быть открыт для всех народов мира!

— Будем надеяться.

— Как к вам поступают фильмы для отбора?

— Очень разными путями. Например, на Казанский фестиваль приходит традиционно много заявок от мусульманских стран, а с Московским, в связи с санкциями, стало сложнее, и тут включается навык отборщика, его связи. Мне немного легче, так как я сотрудничаю в основном с более лояльными азиатскими, восточными и тихоокеанскими регионами. Но и тут не все гладко — например, нам стало сложнее сотрудничать со странами Центральной Азии, в особенности с Казахстаном, все чаще кооперирующимся с Европой.

— Какими последними открытиями на этом поприще особенно гордитесь?

— Например, марокканской картиной «Рухнувшие стены» режиссера Хакима Белабеса, показанной в основной конкурсной программе казанского фестиваля, но не снискавшей признания — это авангардная, остросоциальная, монументальная и, одновременно, фрагментарная фреска современной марокканской жизни. Мне интересен кинематограф в стадии зарождения — например, мощно сделанная иракская короткометражка «Транзит» режиссера Банкира Аль-Рубаи. Было интересно открывать сирийский кинематограф. Один из фильмов «Дорога», снятый выпускником ВГИКа Абделатифом Абдель Хамидом.

— Сфера ваших интересов не ограничена большим экраном?

— Да, я занимаюсь исследованиями в области культуры. Сейчас готовлю исследование «Антропология памяти в игровом и документальном кино после 2010 года». Мне интересно наблюдать за тем как живет и умирает историческая память, как влияет на общество, что происходит с нами в связи со сменой ее ориентиров, в этом аспекте — роль забвения, примиряющего нас с текущей действительностью и прошлым.

— Существует ли «культура забвения»?

— Да, это из направлений, которое изучается учеными в рамках memory studies (исследований памяти). С тридцатых годов прошлого столетия на эту тему за рубежом проводится много исследований, а у нас в России «мемориальный бум» произошел в нулевые годы в связи с открытием архивных документов.

— Кого из западных корифеев memory studies следует почитать прежде всего?

— Есть много научных работ, уже ставших классическими. Например, «Социальные рамки памяти» французского философа и социолога Мориса Хальбвакса, одного из ярчайших представителей социологической школы Эмиля Дюркгейма, работы французского историка Пьера Нора, который ввел понятие «места памяти», немецкого египтолога Яна Ассмана и его супруги культурантрополога Алейды Ассман, есть и работы, посвященные забвению, например, «Семь типов забвения» британского антрополога Пола Коннертона…

— Забавно, что в кино непосредственно аберрацией памяти занимались Хичкок, Уэллс, Тати, Феллини, Антониони, Маль, Риветт, Тарковский, а ныне Нолан и Малик...

— Их картины связаны с психологией памяти, а я работаю с памятью как социокультурным феноменом.

— И еще успеваете преподавать?

— Да, веду во ВГИКе курс «Композиция и монтаж изображения», возглавляю научный Отдел разработки и апробации методик кинопросвещения, а в мае меня избрали президентом Федерации киноклубов.

— С просвещением у нас все сложно?

— И, одновременно, неплохо. Мы ведем учет сети наших киноклубов, со многими из них сотрудничаем, предоставляем права на показы вгиковских картин, связываем их с авторами и правообладателями. Два года со студентами мастерской Кирилла Разлогова и Владимира Виноградова основали вгиковский киноклуб «ASA NISI MASA» (цитата из «Восьми с половиной» Феллини, обозначающая детский лепет. - «Культура»). Наши студенты-киноведы вышли за пределы ВГИКа и активно представляют в рамках этой лаборатории картины на модных столичных площадках, а еще в Грузии и Казахстане. Сейчас главная задача обеспечить преемственность за счет привлечения студентов с младших курсов, чтобы киноклуб сохранился во ВГИКе как постоянная научно-творческая лаборатория.

— Какие проблемы киноязыка стоят сегодня особенно остро, отчего год от года иссякают масштабные высказывания и значимые имена?

— В любом виде искусства существуют эпохи поисков, становлений и расцветов, а дальше идет некий слом в развитии стиля, вторичные поиски путей и направлений — мы переживаем именно такое время. К тому же для западного кино ставятся искусственные форматные рамки, регламенты — некоторые из них на виду, а некоторые скрыты. Наверное, время бунтарей еще не пришло, именно поэтому мне интересны развивающиеся молодые кинематографии на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

— Каких еще не оцененных, начинающих режиссеров порекомендуете к обязательному просмотру?

— Мне очень жаль, что в России мы не увидели замечательную филиппинскую картину «Леонора никогда не умрет» Мартика Рамиреса Эскобара. Я бы понаблюдала за вьетнамским режиссером Ким Куи Буй («Страна памяти»). У меня особый интерес к молодым режиссерам из индийского штата Керала: Дон Палатхара («Счастливое предзнаменование», «Семья»), Кришненду Калеш («Угощение ястреба»), Саджин Бабу («Бирьяни. Вкус плоти). У этих авторов очень своеобразное поисковое кино. Среди наших молодых режиссеров интересны выпускники сокуровской кабардино-балкарской мастерской Олег Хамоков («Узлы»), Владимир Битоков («Глубокие реки», «Мама, я дома»). С нетерпением жду первый ингушский фильм «Письмо» Амура Амерханова. В Хакасии недавно был снят молодежный триллер «Чекаго», в Башкортостане успешно работает Айнур Аскаров («Помилование», «Из Уфы с любовью»)… Конечно нельзя обойти вниманием алтайскую «Тропу» Михаила Кулунакова. В нашей ситуации важно, как будут взаимодействовать кино развлекательного жанра и авторский кинематограф, хотя в нормальной ситуации они должны друг друга обогащать, ведь — как говорил Разлогов — у каждого фильма есть автор.    

Фотографии: Виктор Кислов / предоставлена Ниной Кочеляевой; (на аносе) предоставлена пресс-службой фестиваля "Евразийский мост"

Читайте на 123ru.net


Новости 24/7 DirectAdvert - доход для вашего сайта



Частные объявления в Казани, в Татарстане и в России



Smi24.net — ежеминутные новости с ежедневным архивом. Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. "123 Новости" — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. Smi24.net — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net. Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть —онлайн с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии. Smi24.net — живые новости в живом эфире! Быстрый поиск от Smi24.net — это не только возможность первым узнать, но и преимущество сообщить срочные новости мгновенно на любом языке мира и быть услышанным тут же. В любую минуту Вы можете добавить свою новость - здесь.




Новости от наших партнёров в Казани

Ria.city

В честь Дня народного единства и Казанской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде пошел огромный крестный ход (ФОТО, ВИДЕО)

В Нижегородском кремле открылась фотовыставка «Литургия с патриархом»

С Праздником 4 ноября! Так же это День Казанской иконы Божией Матери.

В Кинешме прошел крестный ход в честь праздника иконы Божией матери «Казанская»

Музыкальные новости

Выставка-экспозиция «За веру и Отечество»

Психолог Солдатенкова: Шнуров набрался сил во время семейной жизни и вспомнил свое "я"

Какие препятствия у Китая могут возникнуть при реализации проекта лунной базы?

Энергетики «Смоленскэнерго» с момента начала стихии устранили уже более 200 обрывов проводов линий электропередачи

Новости Казани

Игорь Комаров передал напутствие добровольцам, отправляющимся в зону СВО

Стала известна средняя зарплата на КамАЗе

Травля Медведевой, обида Загитовой и возвращение Валиевой: что обсуждают в мире фигурного катания

День народного единства: истоки, значение и символы праздника 4 ноября

Экология в Татарстане

Новогодняя программа Шнурова сулит певцу немалый заработок

“Фанагория” получила специальный приз «Золотой Дионис» на Top100Wines 2024 за “ценность и достоинство вне времени”

Поощрять или наказывать?

Героическое участие армян в СВО. Часть восьмая

Спорт в Татарстане

Стала известна позиция Елены Рыбакиной в мировом рейтинге после старта на Итоговом турнире WTA

Соболенко досрочно пробилась в плей-офф Итогового WTA. А Рыбакина уже не выйдет из группы

Прямая трансляция первого матча Елены Рыбакиной на Итоговом турнире WTA

Арина Соболенко уверенной победой стартовала на Итоговом турнире WTA

Moscow.media

Терминал сбора данных (ТСД) промышленного класса SAOTRON RT42G

«Ничего, что можно было бы назвать GPT-5» — OpenAI дорабатывает GPT-o1, а GPT-5 не появится в 2024 году

Экс-главе пермской ИК-10 дали три года условно за растрату имущества

Невидимые слезы фильма «Москва слезам не верит»











Топ новостей на этот час в Казани и Татарстане

Rss.plus






С Праздником 4 ноября! Так же это День Казанской иконы Божией Матери.

В Кинешме прошел крестный ход в честь праздника иконы Божией матери «Казанская»

Ренат Салаватов: «Дирижеры – не какие-то там космические величины. Корону снимать надо»

Игорь Комаров передал напутствие добровольцам, отправляющимся в зону СВО