Ильсур Метшин: «Я Сайфихана-абыя помню еще со времен, когда был абитуриентом»
Как татарстанские VIP’ы вспоминали прокурора РТ эпохи суверенитета и первого главу Конституционного суда республики
Первый в истории Татарстана прокурор, добровольно покинувший свой пост в 2000 году, отстаивавший интересы республики перед федеральным центром, но оставшийся в душе поэтом. В столице РТ торжественно открыли памятную доску, посвященную заслуженному юристу России и ТАССР Сайфихану Нафиеву, в мероприятии приняли участие президент РТ Рустам Минниханов, прокурор РТ Илдус Нафиков и мэр Казани Ильсур Метшин. Репортаж «БИЗНЕС Online» с церемонии, прошедшей при 20-градусном морозе и воспоминаниях о Нафиеве.
«Он был человеком с богатым внутренним миром, интеллектуалом, не был чужд искусства, в молодости даже писал стихи»
Первые крепкие морозы этой зимы не отпугнули представителей татарстанской элиты, собравшихся в центре Казани на торжественное открытие памятной доски экс-прокурору Татарстана (1992–2000) Сайфихану Нафиеву. Мероприятие проходило возле здания, где располагается Конституционный суд республики (2000–2004), именно Нафиев был первым председателем данного храма Фемиды. Правда, напомним, что вскоре после законодательных нововведений региональные КС окажутся упразднены.
Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, ее ведомство делит здание с КС РТ, пришла на церемонию в шубе и… летних туфлях. Обеспокоенным мужчинам глава минкульта отвечала, что все нормально. А, послушав поэта, лауреата госпремии РФ Рената Хариса, можно было обнаружить символизм в соседстве судей и людей из мира культуры. «Мы с ним (Нафиевым — прим. ред.) долго дружили, а в последние годы были соседями, жили в одном подъезде, каждый день встречались, — рассказал Харис нашему корреспонденту. — Он был человеком с богатым внутренним миром, интеллектуалом, не был чужд искусства, в молодости даже писал стихи. Он ушел от нас, не успев полностью отдать народу свою энергию (Нафиев умер в 2004-м, на 63-м году жизни — прим. ред.) у него в голове остались незавершенные диссертации, а в сердце — не увидевшие свет стихи».
Руководитель «Штаба татар Москвы» Рустэм Ямалеев также был дружен с первым председателем Конституционного суда РТ. По его словам, Нафиев был частым гостем в Москве, где участвовал в заседаниях клуба «ДЛ-16», где все смотрели на него с восхищением. «Он был другом нашей семьи, вот эти 8 лет, которые он работал еще прокурором республики, я считаю, самый сложный был период, но, несмотря на такое напряжение в работе, он умел и отдыхать. Мы с ним на рыбалке были неоднократно, он был прекрасным рассказчиком анекдотов, очень азартным человеком. Он всегда был авторитетом в своем кругу и среди всех силовиков, он подавал пример, каким должен быть силовик, настоящий прокурор», — сообщил «БИЗНЕС Online» Ямалеев.
Есть мнение, что экс-прокурор Татарстана добровольно покинул свой пост в 2000 году, так как не хотел участвовать в приведении нормативных правовых актов республики в соответствие с федеральными законами, расставаясь со многими завоеваниями эпохи суверенитета, кто-то в Москве даже говорил о нем как о «сепаратистском прокуроре». Между тем бывший заместитель Нафиева по прокуратуре РТ Газинур Галимов не согласен с самой постановкой вопроса. «Не думаю, что он из-за этого покинул свой пост, просто это было желание сменить сферу деятельности. Наша работа ведь была очень сложной, тем более в то время, — сказал Галимов нашему корреспонденту. — Как руководитель Сайфихан Хабибуллович был очень жестким, требовательным, но правильным и справедливым».
Кстати, и преемник Нафиева по посту прокурора республики Кафиль Амиров в своей книге «Пережитое. Записки о жизни и карьере прокурора» писал так на эту щекотливую тему: «Толковали, будто Сайфихан Хабибуллович Нафиев не хотел своими руками „душить“ родной Татарстан. А возможно, дело объясняется проще: открылась должность председателя Конституционного суда РТ. Я думаю, что Сайфихан Хабибуллович рассудил чисто по-человечески: если есть возможность перейти в Конституционный суд, то почему бы это не сделать? Тем более что судьи там назначаются на 10 лет. И могут работать до достижения 70 лет».
«Нафиев сказал, мол, если вся комиссия проголосует, то дадут один балл»
Пожалуй, главное открытие, которое сделал корреспондент «БИЗНЕС Online», так это то, что Нафиев много лет назад сыграл важную роль в жизни мэра Казани Ильсура Метшина. Именно будущий глава КС РТ помог нынешнему градоначальнику в далеком 1987-м стать студентом юридического факультета КГУ им. Ульянова-Ленина.
— Я Сайфихана-абыя помню еще со времен, когда был абитуриентом, — рассказал Метшин нашей газете. — На юридическом факультете тогда было принято проводить собеседование, и комиссия могла добавить дополнительный бал для поступления. Золотые медалисты сразу получали 3 балла, серебряная медаль — 2 балла, если у тебя есть победа во всесоюзной олимпиаде — 1 балл.
— У абитуриента Метшина что было из этого?
— У меня этого ничего не было, но баллы не помешали бы, и меня спрашивает декан факультета Сундуров Федор Романович: «Почему вы идете на юридический факультет, хотите поступить?» Я отвечаю, что мне нравится работа с людьми, у меня это получается, я комсомольский лидер, активист. Он переспрашивает, все-таки почему я решил идти в сферу, где суд, уголовники, прокуратура. Говорит, идите на исторический факультет, филологический факультет, там будет гораздо больше возможностей с хорошими людьми поработать.
Я отвечаю: «Вы знаете, столько несправедливости в этом мире и столько несправедливых решений выносится!» Я не договорил, тут Сайфихан Хабибуллович, который был членом приемной комиссии, меня спрашивает: «Откуда у вас такая информация, с чего вы взяли?» Я говорю, что читаю прессу и хотел бы стать справедливым юристом. Члены комиссии отвечают: «Вот тут у нас особенный тип, откуда вы?» Отвечаю, что из Нижнекамска.
— Нафиеву понравился ваш ответ?
— Мне говорят, что у комиссии нет законодательной возможности дать дополнительный балл. Но Нафиев сказал, мол, если вся комиссия проголосует, то дадут один балл. Все проголосовали, вот так я встретил его впервые. Рассказывал ему об этом случае, когда окончил вуз, стал главой города. Я лично благодарен Сайфихану Хабибулловичу за такое внимание к молодым будущим юристам.
«Сегодняшнее событие — это знак признания его высоких заслуг!»
Началась церемония с появлением президента Татарстана Рустама Минниханова, он и был первым выступающим, причем произнес свой короткий спич исключительно на татарском языке. «Сегодня у нас большое торжество, мы открываем Сайфихану Хабибулловичу памятную доску. Он оставил глубокий след в истории республики, работая в прокуратуре, Конституционном суде, мы будем хранить о нем добрую память. Дело нужное, всем, кто пришел, большое спасибо, в добрый путь», — сказал Минниханов.
Нынешний прокурор республики Илдус Нафиков в своей речи назвал Нафиева своим учителем: «Память о нем навсегда сохранится в наших сердцах. Особая благодарность вам, Рустам Нургалиевич, за оказанную поддержку в подготовке и организации сегодняшнего мероприятия, это важно для всех работников прокуратуры как для преемников и учеников Сайфихана Хабибулловича, продолжающих его работу на благо жителей республики». От имени семьи Нафиевых на церемонии выступил сын экс-прокурора Гумер Нафиев: «Отец без остатка отдавал себя служению людям, закону, нашей республике, он всегда был и остается ориентиром для нашей семьи. Сегодняшнее событие — это знак признания его высоких заслуг!»
Завершилось торжественное мероприятие возложением цветов к памятной доске, где на двух государственных языках Татарстана, а это положение отстаивал покойный, было написано: «В этом здании в 2000–2004 годах работал первый председатель Конституционного суда Республики Татарстан, заслуженный юрист Российской Федерации и ТАССР, прокурор Республики Татарстан в 1992–2000 годах Сайфихан Хабибуллович Нафиев».