«Рост» признали ОПС: экс-капитану «Рубина» дали 12 лет
Все основатели крупнейшей финансовой пирамиды республики, обманувшие 4 тыс. человек, получили реальные сроки
Эпопея с уголовным делом КПК «Рост» подошла к концу. Сегодня Вахитовский райсуд вынес приговор ее основателям и топ-менеджерам, среди которых бывший капитан «Рубина» Сергей Харламов. По версии УБЭП и ГСУ, лидеры «Роста» собрали с вкладчиков 1,5 млрд рублей, обещая хорошие проценты, но слов так и не сдержали. Дело расследовали с 2015 года, и всех фигурантов признали виновными в участии в ОПС. Лидер получил 13 лет и 6 месяцев колонии, адвокаты уже готовятся к апелляции.
УБЭП РАЗРАБАТЫВАЛ «РОСТ» С 2015 ГОДА, В ДЕЛЕ 4 ТЫС. ПОТЕРПЕВШИХ
Долгожданный вердикт суда сегодня услышали бывшие основатели и руководители КПК «Рост». Оперативники УБЭП и главное следственное управление МВД по РТ, которые разрабатывали кооператив с 2015 года, уверены, что это была одна из крупнейших финансовых пирамид в Татарстане. Слушатели — потерпевшие по делу, преимущественно бабушки и дедушки, — с самого утра заполнили зал федерального судьи Лилии Галимовой. «Мы вложили в 2015 году с мужем 350 тысяч рублей. Получили обратно только 100 [тысяч]», — пожаловалась бабушка в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» перед оглашением приговора. На заседание она приходит уже не впервые, но каждый раз, по ее словам, удивляется: как такие молодые мужчины (и женщина) смогли провернуть аферу?
Но желающих послушать приговор вживую было, объективно говоря, не так много, всего около полутора десятка человек, хотя пострадавших в деле — почти 4 тысячи. По версии следствия, УБЭП и государственного обвинения, создателем пирамиды стал Андрей Макаров. В 2013 году он начал привлекать первых клиентов — собирал с них деньги под большие проценты, которые обещал от вложений в земельные участки. Ранее Макаров уже был судим. В деятельности преступной группы, уверено обвинение, был стратегическим руководителем, а все остальные участники осуществляли и контролировали поступление собранных денежных средств. Возврат денег вкладчикам прекратился уже, кстати, в 2014 году. Клиенты Макарова стали получать взамен денег сертификаты иностранной компании — как выяснилось позже, фиктивной. Общий ущерб по делу — порядка 1,5 млрд рублей. Вместе с Макаровым на скамье подсудимых оказался известный футболист, экс-капитан «Рубина» Сергей Харламов. Кроме того, участие в «схематозе» принимала сестра Макарова, Наталья, весь период следствия она была единственной под домашним арестом. Александр Бурнаев, Алексей Гречко, Роберт Гарипов и Вадим Еникеев сидели вместе с основателем пирамиды и бывшим лидером «Рубина».
Всех шестерых мужчин, кстати, завели в один судебный аквариум. Казалось, они дожидались приговора в бодром расположении духа. Еникеев сидел на скамейке внутри аквариума, положив руку на плечи Харламова и приобняв его. Вдвоем они что-то активно, с улыбкой обсуждали, перешептываясь даже во время чтения приговора. К слову, редкий случай, когда суд разрешил фигурантам дела слушать приговор сидя, несмотря на то, что решение обычно положено слушать обязательно стоя, если у вас нет заболеваний, из-за которых стоять вам просто тяжело. Их же примеру последовал и Макаров — он занял вторую скамейку и попивал свой сок Pulpy. Позже присел и Гречко…
«надеялась на отсрочку приговора до совершеннолетия ребенка»
Начиналось оглашение с облегчающих положение слов судьи — из-за того, что в тексте приговора много повторяющихся доказательств по уголовному делу, Галимова зачитает только вводную и резолютивную часть. Буквально уже через 15 минут все подсудимые услышали свои сроки.
Несмотря на то, что все фигуранты надеялась на чудо, его не произошло — всех признали виновными в особо крупном мошенничестве (ст. 159 УК РФ). Но это для фигурантов дела не самое страшное. Дело «Роста» — один из немногих случаев для уголовно-правовой системы РТ, когда обвинение по ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества») осталось в приговоре. Организатором федеральный судья Галимова назвала именно Макарова. В октябре 2019 года он, кстати, уже был осужден в Челябинске за привлечение 21 млн рублей у 150 южноуральцев, правда, всего на 3 года колонии общего режима — тогда мошенническую статью неожиданно переквалифицировали на ч. 2 ст. 172.2 УК РФ («Организация деятельности по привлечению денежных средств в особо крупном размере»). Путем частичного сложения наказания в казанском суде Макаров получил 13 лет и 6 месяцев лишения свободы в колонии особого режима — и этот срок судья назвала с учетом приговора Челябинска.
Сестру Макарова приговорили к 12 годам и 6 месяцам лишения свободы, Харламова и Бурнаева — к 12 годам лишения свободы, Гарипов получил 10 лет, Гречко и Еникеев — по 9 лет и 6 месяцев лишения свободы. Все они должны будут отбывать наказание в колонии общего режима, но только после того, когда приговор вступит в законную силу. В счет отбывания сроков будет засчитано их содержание под стражей и под домашним арестом. Все, кроме Харламова и Макаровой, с 11 марта 2015 года содержались в СИЗО. Суд предложил каждый день изолятора засчитать за 1,5 дня в колонии.
Харламов не сразу после возбуждения в отношении него уголовного дела попал в СИЗО, с 16 июля 2015 года до 20 февраля 2016 года он был под домашним арестом. Судья предложила засчитать 1 день содержания под домашним арестом за 1 день колонии, а по оставшимся почти 4 годам — засчитать 1 день изолятора за 1,5 дня колонии. Аналогично 1 день домашнего ареста за 1 день колонии предложили засчитать и Макаровой. Ей, признаться, сейчас пришлось тяжелее всего — сегодня она пришла с раскрытыми глазами, хотя обычно всегда старалась их скрывать. После оглашения сроков у нее намокли глаза — тем не менее слез суд так и не увидел.
«Вину не признаёт, так как она была наемным сотрудником, работала по трудовому договору. Налоги как за сотрудника „Рост“ оплачивал, поэтому считаю, что нет ее вины. Обычный работник. Других директоров с других филиалов никого же не арестовали, а ее из-за того, что она является родственницей Макарова», — возмущалась в перерыве адвокат обвиняемой Гульнара Нафикова.
«Обжаловать будем, приговор строгий и суровый. Родители у нее покойные, других родственников близких нет. Я надеялась на отсрочку приговора до совершеннолетия ее ребенка», — добавила Нафикова.
Адвокат Харламова Владимир Гусев также заявил нашему корреспонденту, что намерен обжаловать приговор в Верховном суде Татарстана. «Без сомнения, буду обжаловать! Осудили по 210-й статье незаконно. Объективных доказательств в судебном заседании не добыто. Гособвинитель в судебном заседании не представил ни одного доказательства по 210-й. Проигнорирован прецедент — приговор Центрального районного суда Челябинска, которым Макаров за аналогичные действия осужден по статье 172.2 УК РФ», — сказал Гусев.
Впрочем, сами фигуранты вербальных эмоций не выражали. После того, как все узнали сроки, многие слушатели разошлись — остались самые стойкие. Суд продолжил оглашать наименование вещей, изъятых в ходе обысков, и другие материалы приговора.