ЖЕСТОКОСТЬ ОТ НЕЛЮБВИ?
На минувшей неделе сети облетело видео, в котором в камеры наблюдения одной из школ города Казани попали страшные кадры – на протяжении пары минут десятка полтора подростков ногами забивают лежащего на земле мальчика. Скорчившись без движений, ребенок остается лежать на земле, мальчишки убегают и бросают его умирать. В сетях сообщалось, что подросток погиб.
Смотреть на это было не просто трудно — невозможно, на глаза наворачивались слёзы отчаяния, и в голове стучало: За что?! Что происходит с подростками, когда они так себя ведут? Откуда эта неконтролируемая агрессия, бездушность, зверство? Ими кто-то руководит или это стадное чувство? Неужели возвращаются кровавые годы «казанского феномена»? Раздел территорий города, непересекаемость границ, гопники с пустыми глазами, жизнь по понятиям, смерти молодых и горе матерей.
В сетях, как водится, стали обсуждать, в чем корни проблемы. Многие снова говорили о том, что все идет из семьи, там, где детьми постоянно занимаются, такие манкурты не вырастают. Говорили о том, что ребенок должен быть постоянно чем-то занят. Вот прямо чтобы ни минуты свободной. И чтобы и школа, и семья, и руководство секций постоянно контролировали эту занятость.
Между тем стали известны подробности жестокого избиения подростка в Казани. Причиной стал словесный конфликт, после которого началась потасовка. В пресс-службе управления МВД России по Казани сообщили, что пострадавший школьник жив, отпущен из медицинского учреждения, его здоровью сейчас ничего не угрожает.
В результате оперативно-розыскных мероприятий были установлены участники драки – ими оказались подростки 15-16 лет. Для выяснения обстоятельств они были доставлены в отдел полиции, где рассказали, что с пострадавшим у них произошла словесная ссора, за что они его наказали и скрылись.
«По данному факту органами дознания возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.112 УК РФ «Умышленное причинение средней степени тяжести вреда здоровью»», сказано в сообщении пресс-службы МВД.
Сети пошумели-пошумели и сошлись на том, что дети слишком много видят агрессии, жестокости, сцен насилия в кино и интернете, не смотря на всевозможные маркировки по возрастным ограничениям. И, привыкая к этому на экранах, они переносят такой способ поведения в реальную жизнь. А им вроде как и всеми своими действиями взрослые должны показывать правильные образцы, и фильмы подростки должны смотреть только чистые и вдохновляющие, и без всякой чернухи.
Думая обо всем этом и, внутренне почему-то не до конца принимая, я поздно возвращалась домой к своему 16-летнему сыну, коря себя за то, что
много работаю, мало уделяю ему внимания и не достаточно знаю того, чем он живет. А перед глазами всё стояло это видео с худеньким телом мальчишки, согнувшимся на земле в позе, инстинктивно защищающей важные органы.
Сын, обычно молчаливый и скупой на слова, встретил меня улыбающимся и разговорчивым. Глаза его светились. – Мама, я посмотрел такой обалденный фильм! «Тельма и Луиза» Ридли Скотта — видела?
Я немного растерялась. Поскольку именно сегодня об этом говорили с родительницами. А фильм этот я начинала смотреть и по какой-то причине прервалась. Но прекрасно помню и много алкоголя в кадре, и сцену насилия, и откровенный секс. Сын продолжал одухотворенно восхищаться: – Мама! Там такой саунд-трек! Такая актерская игра! Такие диалоги! Актёры обалденные! Оператор с режиссером — боги! А монтаж – просто выше всяких похвал.
В общем, он был явно под впечатлением. Так под впечатлением и уснул. А я, конечно, же села смотреть. Я обязана знать, чем живет мой сын. Тем более, он делится этим со мной. Фильм, и правда, оказался великолепен. Да, там в каждом кадре пьют, курят, в каждом втором совокупляются, но это, безусловно, фильм о самом главном в жизни — о том, что самое страшное, что ты можешь впустить в свою жизнь – это ложь и нелюбовь. Сначала тебе ребенку лгут окружающие, близкие – родители, учителя. Потом ты пытаешься примирить себя с этой ложью, лжёшь себе, научаешься. И всё – приплыли. Человек во лжи – не способен полюбить себя, потому что он уже не видит себя настоящего. Не любит себя – не может полюбить другого. И вот вам равнодушие. Равнодушие – это пустота. А природа не терпит пустоты. Она заполняет пустоты чем-то важным для себя, чем-то эмоционально ярким. Поэтому на место любви в сердце встраивается другая сильная эмоция – ненависть. Человек, особенно подросток – он очень энергичен, активен, деятелен. Если в сердце его ненависть, значит, ей надо найти применение. Вот и всё – ненависть на фоне энергичной агрессивности рождает жестокость по отношению к другому. Там, где должна жить любовь, поселяется желание наказать, отомстить, унизить, обесценить.
Сын проснулся и начал новый день снова с восторгов по «Тельме и Луизе». И я сказала ему: — Знаешь, сынок, я бы посоветовала тебе посмотреть еще один фильм, я уверена – он понравится тебе. Я посмотрела его в далеких 90-х, была постарше тебя, но не сильно. Он запал мне в душу. Это фильм Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы».
Сын округлил глаза: — Я не ослышался? Судя по названию, это что-то кровожадное? – Да, это жёсткий, кровавый, чернушный фильм. – А про что он? – На мой взгляд, это фильм про любовь. Как все настоящие, хорошие фильмы, это фильм про возвращение к себе, про обретение внутренней свободы. Не бойся, за кровищщей и убийствами ты увидишь истину и свет.
(«Прирожденный убийца» Микки говорит:
«Момент осознания стоит тысячи молитв.»
«Единственное, что может победить демона — это любовь.»
«Вот почему Мэлори моё спасение — она учила меня любить.»
«Стоил ли миг чистоты длинной жизни во лжи?»
«Вы покупаете и продаёте страхи.»
«Всё встало на свои места, когда я понял своё истинное предназначение.»)
У меня не было страха, что фильм «Прирожденные убийцы» как-то травмирует моего подростка. Хорошее кино обогащает душу, учит распознавать, где правда, а где ложь, а значит, оно уводит от жестокости и ненависти к чуткости и любви. И меня это устраивает вполне.
Кумушки в фейсбуке, конечно же, набросились на меня с морализаторством про слишком раннее «прикладывание к груди» жизни. Но, с другой стороны, подросток, если ему не подсказать лучшего, сейчас самостоятельно может получить доступ к любой, не самой качественной видеопродукции. А пока, я вижу, у моего ребенка формируется очень неплохой художественный вкус.
Влившаяся в дискуссию эксперт – руководитель дирекции по поддержке кинопроектов и организации фестивалей «Время кино» в Республике Татарстан Альбина Нафигова поддержала мою уверенность в правдивости выбора, сказав, что настоящее кино – прекрасное профилактическое средство для чистоты и здоровья души и мощнейший инструмент для связи поколений.
Лидия Сафина