«Все, кто сегодня работал и продолжает работать, – флаг им... всех цветов радуги»
Растущие цены на бензин и закручивание комиссионных гаек выгнали накануне на улицы Москвы и других городов бастующих таксистов Фото: ©Михаил Воскресенский, РИА «Новости»
ЗАБАСТОВКА В МОСКВЕ: «СТРАДАЮТ НАШИ СЕМЬИ. ЧТОБЫ ДЕНЬГИ ПРИНЕСТИ ДОМОЙ, Я ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ПО 20 ЧАСОВ»
По данным СМИ, сотни, а по подсчетам соцсетей, тысячи таксистов накануне в ряде российских городов объявили бойкот агрегаторам такси, в том числе «Яндекс.Такси», Uber, Gett. По подсчетам «Газеты.ru», к обеду вчерашнего дня в акции приняли участие около 40 крупных городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Рязань, Казань и др. Несколько сотен водителей выстроились в подмосковных Химках на парковке у одного из торговых центров. В видеосюжетах СМИ водители закрашивали краской знаки фирменного брендирования на автомобилях и ломали шашечки агрегаторов. Собравшиеся жаловались на непомерно возросший уровень комиссий агрегаторов за свои услуги, которые, по словам шоферов, порой превышают 30% от стоимости заказа. Кроме того, таксисты недовольны тем, что агрегаторы скрывают конечные пункты доставки пассажиров и вмешиваются в отношения водителя и пассажира, устанавливая тарифы. Последней каплей для водителей стали новости от «Яндекс.Такси» об очередном повышении фиксированного сбора с водителей с 16% до 18%.
Видео с бойкота в Сочи выглядело не так впечатляюще: на парковке разместилось несколько десятков брендированных автомобилей. «Мы собрались, чтобы повлиять на администрацию „Яндекса“, просто издевательские законы, которые они вносят, новшества просто невыносимы, — рассказывает на видео, размещенном на YouTube, один из таксистов. — Страдают в первую очередь наши семьи. Чтобы какие-то деньги принести домой, я должен работать по 20 часов, чтобы не зря был потрачен день». В адрес агрегаторов также звучат обвинения в обмане: «Мы за свой счет брендировались логотипами „Яндекс“, каждый водитель отдал по 3,5 тысячи рублей за это с учетом того, что брендированный автомобиль будет ставкой ниже, но этого не произошло, они еще в два раза подняли процент с заказа».
Тех водителей, которые отказались поддержать бойкот и вышли на линию (их было большинство — прим. ред.), таксисты атаковали ложными заказами, отправляя их в максимально неудобные или отдаленные места. В СМИ была также опубликована позиция самого агрегатора, представители которого предпочли не заметить акции водителей. «Сервис работает в обычном режиме, количество поездок, заказанных с помощью сервиса „Яндекс.Такси“, в Москве и других городах растет. Увеличивается и количество водителей на линии: сегодня их больше, чем в этот же день в прошлые недели», — заявили в пресс-службе «Яндекс.Такси». Отметим, что на вопросы нашего издания в ООО «Яндекс.Такси», направленные еще накануне, ответа так и не последовало.
Впрочем, есть города, где о бойкоте таксистов и не слышали. «Впервые слышу о бойкотах и протестах, с жиру в Москве этой бесятся, — ссылается на слова одного из таксистов издание „СеверПост“. — В Мурманске и Североморске „Яндекс.Такси“ работает в привычном режиме».
Казанских таксистов на бойкот спровоцировали те же причины, что и в других городах, — слишком высокий процент от заказов, что вынуждает водителей «работать по 14–16 часов за смену» Фото: «БИЗНЕС Online»
В КАЗАНИ: «БЕССМЫСЛЕННАЯ АКЦИЯ «ЗАБАСТОВКА» ПРОВАЛИЛАСЬ И ПОТЕРПЕЛА ПОЛНОЕ ФИАСКО»
В отличие от других городов, в Казани бойкот таксисты затеять пытались, но он провалился. Со вчерашнего утра в группе водителей такси ВКонтакте «Яндекс Такси Казань» пользователь Андрей Брендин опубликовал сообщение «Всем, кому не безразлична ситуация в такси, собираемся на Парк Хаусе». Однако успехом акция не увенчалась, на парковке собралось всего несколько десятков водителей, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Бендин, принявший участие в акции. «40 человек приехали к ТЦ Парк Хаус и еще человек 30-40 просто не принимали заказы, — подсчитал он. — Но этих людей-таксистов я действительно могу назвать коллегами. В Москве сколько таксистов на 10 млн человек, а в Казани только 1300. Большая часть так называемых таксистов могут только в инете „языком“ чесать». Все, кто сегодня работал и продолжает работать — флаг им... всех цветов радуги». По его словам, казанских таксистов на бойкот спровоцировали те же причины, что и в других городах — слишком высокий процент от заказов, что вынуждает водителей «работать по 14-16 часов за смену».
Другой водитель Альберт Садыков не принимал участия в общем бойкоте, он не вышел накануне на работу по личным причинам. По его словам, причины провала бойкота в столице Татарстана следует искать в обилии таксистов, которые выезжают на работу на арендованных автомобилях. «Все брендированные автомобили с рекламой агрегаторов по бортам — это машины, сданные в аренду, за них платить нужно, кто захочет просто так стоять и платить аренду из своего кармана? — объясняет невысокий выхлоп акции в Казани Садыков. — Да и 95% водителей уверены, что результата не будет. И они правильно думают, чтобы был результат, нужно чтобы на линии не было как минимум процентов 70 авто, и хотя бы несколько дней. А из-за высокой доли арендных авто это нереально».
При этом собеседник издания указывает на иную форму протеста — обилие «фейковых» заказов, большая часть которых пришлась на вызовы в аэропорт «Казань». Ложные заказы вынуждали водителей также на время присоединяться к забастовке. «На „ложный вызов“ приезжали водители, которые уже находились в аэропорту, но клиенты не выходили, а отменить заказ самому без потери рейтинга можно только после 10 минут ожидания плюс 10 минут подача автомобиля, — пояснил Садыков. — Но в целом на работу забастовка не повлияла».
По оценкам собеседника издания, цены в такси на данный момент сильно занижены, и благодарить за это следует агрегаторов заказов Фото: «БИЗНЕС Online»
По оценкам собеседника издания, цены в такси на данный момент сильно занижены, и благодарить за это следует агрегаторов заказов. Зарплатный порог вхождения в профессию также снизили выходцы из стран ближнего зарубежья, которые в зимний период, когда приостанавливается работа на стойках, идут работать в такси. Пропусков в этот бизнес для них стала как раз возможность аренды автомобилей, которую предоставляют партнеры «Яндекс-Такси». «Затрат стало непомерно много, к примеру, ездить на бензине совсем не рентабельно (в группах таксистов ВКонтакте регулярно обсуждаются преимущества перехода на газовое топливо — прим. ред.), — говорит Садыков. — Плюс комиссия самого „Яндекса“ как оператора и таксопарка за выполненный заказ — 20% от стоимости заказа. Это очень много, для сравнения буквально недавно комиссия была 15 %, но это тоже считалось не очень-то приемлемым. А тут очередной скачок комиссии. Отсюда и эта самая „забастовка“. По оценке Садыкова, комиссии агрегаторов разнятся. К примеру, у „Яндекс-такси“ 15% от заказа забирает собственно агрегатор, еще 5-7% — таксопарк, агрегатор Uber — 20%, 5% таксопарк, Get собирает 13% и 5-7% парк. Относительно невысокая комиссия Get объясняется меньшим числом заказов.
«Вряд ли ситуация изменится в ближайшее время, это рынок труда, и условия на нем диктует агрегатор по принципу „не нравится — дверь там“, — полагает таксист. — Отток водителей весной и летом будет, но только за счет того, что из такси уйдут подработчики из стран ближнего зарубежья — вернутся на стройку. Сезон скоро начнется».
Своеобразное резюме бойкоту подвели водители казанских такси в соцсетях «Еще раз убедился в том, что забастовку делают недалекие люди. хотите реальной забастовки, заставьте свои парки отключиться на сутки, может тогда и будет толк. а так только народ смешите и все» — написал (орфограифя и пунктуация сохранены — прим. ред.) ВКонтакте Эльвар Хисматуллин. «В общем, бессмысленная акция „забастовка“ провалилась и потерпела полное фиаско. Продолжаем работать». — отметил пользователь Иван Деньгов
Другие операторы таксомоторных парков не заметили акции водителей. «Протест не был направлен против сервиса „Максим“, комиссия сервиса составляет 10% и не меняется много лет, — сообщил нашему изданию начальник отдела по связям с общественностью сервиса „Максим“ Павел Стенников. — В городах Татарстана у „Максим“ накануне работало обычное число перевозчиков. Количество заказов тоже было типичным для буднего дня. Лишь два водителя пытались создавать ложные заказы, чтобы затруднить работу других перевозчиков. Оба заблокированы, завтра их ждут в офисе для объяснений». По словам Стенникова, от подобных бойкотов страдают сами протестующие, которые «теряют время и заказы», с ними нужно «вести цивилизованный диалог». «Все участники находятся в условиях конкуренции, цена поездки зависит от баланса спроса и предложения, трудно заработать, отдавая почти треть стоимости заказа» — заключил собеседник издания.
«ДАЖЕ ЕСЛИ, НЕ ДАЙ БОГ, ВОЙНА – ТАКСИСТЫ ВСЕ РАВНО БУДУТ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» высказались о том, кто прав в этой ситуации, водители такси или агрегаторы.
Альберт Хасанов – экс-директор такси «Премьер»:
— Каждый тянет одеяло на свою сторону. Таксисты хотят больше зарабатывать, сервисы тоже хотят больше зарабатывать. Агрегаторы агрессивно входили на рынок. Сначала водителям платили деньги за то, что они работали. А сейчас они начинают тихонько забирать свое. Это естественный процесс. Но это, конечно, не только с выплатами связано. Чтобы завоевать рынок товаром каким-то или услугой, ты сперва делаешь низкую цену. Потом постепенно начинаешь ее повышать. Когда начинают повышать тарифы, то, конечно, никто не будет доволен. А раньше было не то, чтобы повышали тариф, а им доплачивали, чтобы они людей возили. Сейчас постепенно переходят к следующей фазе, повышая тарифы.
Кроме забастовок бывают и ложные вызовы. Но это все неправильно, и ни к чему не приведет. Если учитывать полный объем заказов, то это капля в море. Забастовки и иные действия ни к чему не приведут. Рынок постепенно сам себя отрегулирует. Недовольные уйдут, а основная масса водителей останется. Не нравится – в другую компанию пойдут, сейчас такси много. Кто работает, тот и зарабатывает.
Профессия таксиста никогда не умрет. Даже если, не дай Бог, война – таксисты все равно будут. Посмотрите на Украине таксисты же работают. Даже во время боевых действий. Эта профессия официально или неофициально, но всегда будет. Всегда будет перевозчик. Опять же рынок сам себя регулирует. Если военные действия происходят, то там и цена другая, потому что есть повышенный риск. Если чуть спокойнее, то тут уже агрегаторы начинают деньги зарабатывать. Соответственно и цена ниже. Они работают тесно между собой. Как это будет в будущем выглядеть? Кто-то в темную все равно будет работать. Но это маленькая часть. В основном большие игроки останутся.
Рамиль Хайруллин — региональный представитель ФАР по РТ:
- Если у таксистов возникают проблемы, то эти проблемы начинают бить уже по нам. Ведь они все эти проблемы начинают перекладывать на потребителей, пассажиров. Так что, конечно, желательно, чтобы проблем у них было поменьше. А то, что они разрознены, я считаю, неверно и неправильно. Потому что у таксистов до сих пор нет своего, назовем его так, «профсоюза». Я не понимаю, почему они этот вопрос так долго не поднимают. Потому что они сейчас так и будут все разрозненно пытаться свои проблемы решить и у них ничего не получится, а страдать будем мы с вами, пассажиры. А так у них многие проблемы просто исчезли бы, если бы какой-то единый центральный орган попытался бы их урегулировать. Вот у страховщиков есть центральный орган – РСА. И у таксистов тоже обязательно нужно что-то организовать. И это они должны сделать сами. За них ничего делать никто не будет.
Лучше, чтобы все это началось из Москвы, у нас же в столице все центральные органы образуются. И это не должно быть сегментарным или региональным, как профсоюз Яндекса или профсоюз таксистов Татарстана. Должен быть единый, центральный федеральный орган.
Надолго ли вообще сохранится профессия таксиста? В нашей стране она будет еще долго и не так быстро они уйдут. Потому что в Росси такси успешно конкурируют с общественным транспортом. Если принять во внимание удобства, то тариф на такси получается если не дешевле, то, по крайней мере почти в одной ценовой категории с общественным транспортом. На общественном транспорте ненамного выгоднее ездить, чем на такси.