Жизнь и судьба — литейный
В октябре супружескому союзу Анатолия Алексеевича и Любови Сергеевны Гузачёвых исполнится 50 лет.Судьбоносное знакомство золотых юбиляров произошло на заводе. Хотя ранее их пути пересекались в школе рабочей молодежи, молодые люди друг друга не замечали: «будто кто-то глаза отвёл».
Испытание на прочность
А. А. Гузачев вырос без отца. Война только закончилась, посеяв кругом голод и разруху, а на руках у матери осталось двое детей. Анатолию на тот момент не исполнилось и трех лет. «Лебеду не помню, а вот крапиву ели», — говорит он, вспоминая о тяготах жизни того времени. Учёба в школе мальчику не давалась, а ему, как и всем, хотелось быть пионером, поэтому на уроках он повязывал себе красный галстук, а на переменах прятал его в карман.
Когда Анатолию исполнилось десять лет, он пошёл в подпаски — помощники к пастуху. Заработанные деньги потратил на осуществление мальчишеской мечты — купил велосипед. В 1959 году парень поступил в артель им. Свердлова учеником жестянщика. На предприятиии изготавливали ведра, кожухи, умывальники, принимали заказы от населения. В 1960 году подошёл призывной возраст, и тут выяснилось, что Анатолий Гузачев — не член ВЛКСМ. Процедуру принятия юноши в молодежную организацию провели быстро и формально, но радости это не доставило — Анатолий в комсомоле уже не нуждался.
Демобилизовавшись и вернувшись в Нязепетровск, молодой человек понял, что нужно искать более достойный заработок, нежели в артели у жестянщиков, и 15 декабря 1964 года он устроился в механический цех № 3 учеником автогенщика. Данный труд оплачивался по второй горячей сетке. В мехцехе Анатолий Гузачев проработал более семи лет — пока выпускаемую продукцию не сняли с производства.
Анатолий Алексеевич перешёл в литейный цех учеником обрубщика. Обрубка и зачистка отливок (заготовок) — одна из наиболее тяжелых и трудоёмких операций в литейном производстве, а отделение, в котором она производилась, в цехе называли «чистилищем».
— После того, как литье вынуто из формы, его нужно с помощью молотка и зубила очистить от песка, пригоревшего к его поверхности, от литников, прибыли, накипи, шлака, — рассказывает А. А. Гузачев о тонкостях литейного дела.
Номенклатура выпускаемой на заводе продукции в то время была широкой: коуши (крепежные элементы, предназначенные для удерживания стальных тросов и канатов — прим. авт.) разных размеров, ходовые колёса, такелажные блоки различной модификации, зубчатые колёса для Саратова, угледробители для Кусы, изложницы (формы, заполняемые расплавленным металлом — прим. авт.) для Карабаша, полуобоймы, поворотные круги…
— Коуш, к примеру, весил 22 килограмма и, чтобы очистить, его нужно было повернуть четыре раза, — продолжает Анатолий Алексеевич. — Конечно, у нас был производственный план, который необходимо было выполнять, да и заработать хотелось, поэтому за смену я обрабатывал от 30 до 50 коушей — в зависимости от их размера. При обработке поворотных кругов и ходовых колёс, которые весили по 300 килограммов, мы прибегали к помощи крана.
После 11 лет работы обрубщиком А. А. Гузачев перешёл в термисты.
— После обрубки детали подвергались термообработке: их краном загружали в металлические ящики, которые ставили в вагон, а вагон загоняли в печь, — вспоминает ветеран завода сложную и многофункциональную технологию литейного производства. — Термисты в течение 11 часов поддерживали в печи температуру 900 градусов, затем красный от разогрева вагон вытаскивали из печи. Зимой вагон остывал быстрее, а летом, бывало, термисты вынуждены были накидывать на голову телогрейку, чтобы не сжечь лицо, и производить разгрузку. Далее продукцию загружали в бутару — специальное устройство для очистки деталей от песка.
Отжигом литья Анатолий Алексеевич занимался 9 лет.
Несмотря на тяжёлый и горячий труд заводчанин никогда не терял чувство юмора. Однажды в своей докладной он указал, что пятилетний план выполнил за 4,5 года и 6 месяцев. В цехе подвоха не заметили и только в завкоме оценили его юмор. На самом же деле А. А. Гузачев выполнял пятилетние планы за три года и не однажды был удостоен звания «Ударник пятилетки». На заслуженный отдых он вышел в 1992 году. За многолетний и добросовестный труд Анатолию Алексеевичу было присвоено звание «Ветеран труда».
Их сблизила работа
Любовь Сергеевна родилась в многодетной семье Шомполовых. Екатерина Николаевна являлась символом материнства и самоотверженности в воспитании детей, была удостоена звания «Мать-героиня». Сергей Васильевич работал лесозаготовителем, за большие трудовые заслуги был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
По окончании восьмого класса средней школы № 1 Любовь Шомполова поступила в ГПТУ № 27 на формовщика литейного производства. Когда в 1962 году она пришла в цех и увидела работу крановщиц, то была впечатлена: как такие хрупкие женщины, управляя мощной техникой, выполняют трудоёмкую и сложную работу?
Два года Любовь Сергеевна трудилась формовщицей. Однако, стремясь к чему-то большему, чем просто физический труд, после каждой отработанной смены она бежала к крану. Первой её наставницей стала Н. М. Красикова. Получив азы, Л. С. Шомполова за два года ознакомилась с работой крановщика на всех участках цеха, в котором было установлено 13 кранов. Когда стала работать самостоятельно, основным местом работы Любови был определен участок обрубки, где стоял кран-десятитонник.
«Работы было много: в смене трудилось одновременно три-четыре обрубщика, и каждому из них нужно было оказывать помощь», — рассказывает заводчанка.
Так она и познакомилась с Анатолием Гузачевым. Когда Любовь Сергеевна вышла из отпуска, контролёр сразу же ей объявила:
«А у нас новый обрубщик!»
Люба лишь усмехнулась, но вышло так, что они с Анатолием с первого взгляда приглянулись друг другу. Однако сблизиться не получалось: он первым подойти не решался, но активно «наводил справки» о молодой крановщице, а она, в свою очередь, не стремилась вступать в новые отношения, поскольку в избраннике, прежде всего, искала отца для своего маленького сына. И все же совместная работа их сблизила, и Анатолий смог найти ключик к сердцу Любови. Так знакомство на заводе привело к полувековому семейному союзу.
На пенсию Л. С. Гузачева вышла в 1992 году, имеет звание «Ветеран труда», награждена юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Супруги рассказывают, что литейный цех отнял у них немало здоровья: никакая вентиляция не справлялась с пылью и угаром, которые стояли в помещении, зимой в нем было очень холодно — ворота в цех не закрывались из-за постоянного вывоза продукции. Любовь Сергеевна работала в валенках, но и это не спасало ее от частых простуд. Анатолию Алексеевичу в этом плане было легче: заядлый рыбак, он много времени проводил на свежем воздухе, поэтому был крепким и закаленным. Также, по словам ветерана завода, в вопросе здоровья выручало и своё хозяйство: как известно, употребление свежего молока и сливок способствует очищению легких.
Привычные к труду, и на пенсии Гузачевы продолжают трудиться — выращивают овощи и цветы на приусадебном участке, делают заготовки. Супруги воспитали двоих сыновей, сейчас подрастают трое внуков, которые души не чают в дедушке и бабушке. Живя в других городах, дети с семьями приезжают в Нязепетровск на время садово-огородных работ, чтобы помочь родителям.
Наталья СМИРНОВА