Россияне отказываются есть рыбу
В 2024 году, по оценкам Росрыболовства, общероссийский вылов морепродуктов составит 5 млн тонн против 5,3 млн в прошлом. Эксперты прогнозируют рост добычи сардины иваси, минтая и сельди. Это скрасит рекордный за 20 лет провал улова лососёвых. Бизнес недоволен итогами: в денежном выражении экспорт, который составляет порядка 75 процентов всей добычи, в этом году, похоже, просядет ещё больше, чем в прошлом. Россияне стали покупать меньше рыбных изделий – цены на эти необходимые для здоровья продукты не способствуют увеличению их потребления.
На снижение объёмов вылова повлиял запрет США на импорт из России лосося, трески, минтая и краба. Кроме того, ограничил продажу российских морепродуктов и Евросоюз. Суда с триколором не заходят в порты стран ЕС и в большинство норвежских, поэтому из районов промысла моряки возвращаются в российские гавани, что увеличивает расходы на логистику и топливо. Сужение географии вылова, в свою очередь, грозит потерей квот на добычу в северо-западной части Атлантического океана.
Компенсировать потерю экспорта поставками в Китай, Южную Корею и Японию, где российскую продукцию приобретают по низким ценам, пока не удаётся. По предварительным подсчётам, вывоз водных рыбы и морепродуктов, половина которого приходится на филе минтая и трески, в натуральном выражении вырастет на девять процентов по сравнению с 2023 годом, но в денежном произойдёт падение: с 5,8 млрд до 5,6 млрд долларов.
Начавшиеся поставки минтая, трески, лососёвых, креветок, кальмаров и гребешков в Индию, Чили, Перу, Малайзию, Аргентину, Вьетнам, Бразилию, Индонезию, Саудовскую Аравию и Оман пока не могут переломить ситуацию. Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии руки не опускает и продолжает прокладывать новые маршруты, в частности в Западную Африку.
Бизнес на грани банкротства
Один из камней преткновения для рыбного бизнеса – курсовая экспортная пошлина на морепродукты, введённая Минэконом в конце 2023 года. Ставка составляла 5,5 процента от таможенной стоимости, в ноябре на фоне ослабления рубля она выросла до 7 процентов. Отраслевые ассоциации и Российский союз промышленников и предпринимателей многократно пытались её отменить – экспортировать стало нерентабельно. Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров заявляет, что производственные издержки увеличились в четыре раза.
Маржинальность морского рыболовства составлявшая в первом полугодии 2019 года 60 процентов, в первом полугодии текущего года скатилась до 21.
Бизнес просит не продлять экспортные пошлины на 2025 год – встал вопрос невыплат кредитов и неисполнения обязательств по строительству судов и заводов в рамках программы инвестквот. Компании Калининградской области осенью 2023 года просто отказались экспортировать консервы за пределы ЕАЭС. Опасаясь их разорения, власти региона в начале 2024-го убрали для местных предприятий надбавку. В конце текущего года из-под пошлин выведены филе минтая, сардины, а также готовые или консервированные ракообразные, моллюски и беспозвоночные.
Ещё одна проблема – условия инвестсоглашений между властями и переработчиками морепродуктов. Компании, построившие благодаря им заводы, жаловались вице-премьеру, полпреду президента РФ в ДФО Юрию Трутневу на штрафы Росрыболовства. За 2024 год суд взыскал с компаний по заявлению ведомства несколько миллиардов рублей. Их выплата грозит заводам банкротством. Сейчас они просто не в состоянии переработать обещанные 70 процентов вылова в филе или фарш.
Сахалинская область.
Переработка выловленной в Охотском море трески в цеху рыбоперерабатывающего комплекса «Ясный». Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Правительство в курсе этих проблем. Зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина в беседе с «Октагоном» заявила, что сейчас прорабатывается возможность продления сроков строительства судов и увеличения рассрочки за пользование рыболовными участками и единовременного переоформления их без вынесения на аукцион. Эти меры должны смягчить удар.
Дополнительной головной болью стала обязательная маркировка лососёвой и осетровой икры и консервов. Ряд производителей просили Минпромторг о переносе старта проекта на год, но ведомство упорно в своей попытке обелить рынок икры.
Внутренний рынок не спасает
Была надежда на внутренний рынок. В августе в Совете Федерации рекомендовали правительству способствовать увеличению закупок водных биоресурсов для школ и армии. В сентябре кабмин утвердил специальную дорожную карту. Рыба с Дальнего Востока в центральных регионах страны должна была стать доступнее. В частности, начато субсидирование перевозки горбуши и сардины из Приморья.
Но и тут столкнулись с проблемами. «Октагон» писал, что основные причины торможения этих начинаний – подорожание рыбы и низкое понимание населением её пользы.
По информации «Рыбного Союза», средняя наценка торговых сетей на филе минтая в сентябре составила 34 процента. Популярный ролл «Филадельфия» в «Тануки» на 25 декабря стоит уже 780 рублей, в «Якитории» – 797 рублей. Рост потребления при таком росте цен просто невозможен. Итог и печален, и тревожен: лишь 42 процента россиян едят рыбу раз в неделю и чаще – это в 1,6 раза меньше, чем пять лет назад.
По итогам лососёвой путины, в этом году было выловлено 230 тыс. тонн вместо прогнозируемых 320. На фоне подорожания продукта, активизировались недобросовестные производители: из данных Россельхознадзора следует, что в 50 процентах случаев лосось подменяется более дешёвой форелью.
Производство красной икры по итогам года скатилось в три раза – до 8–10 тыс. тонн, посчитали в Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка. Цены на неё взлетели на 25 процентов. Учитывая, что среднегодовое потребление в России составляет 12–13 тыс. тонн, возможно, экспорт икры ограничат. Минсельхоз и вице-премьер Дмитрий Патрушев думают, как реализовать данную меру.
Всего 42 процента россиян едят рыбу раз в неделю и чаще. Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Отраслевые специалисты составляют прогнозы и рекомендации для рыбаков по лососёвой путине на следующий год: разрабатываются стратегии промысла с учётом территориальных специфик. Их использование в прошлые годы имело положительный эффект, обращает внимание Оглоблина.
Но санкционные ограничения возымели и положительный эффект: в России начали развиваться собственные производства аквакультуры, которые постепенно вытесняют с рынка импортные лосось и сёмгу, строятся предприятия по производству кормов для рыб, появляются новые продукты. На Камчатке власти планируют создать холодильные мощности для круглогодичной доставки морепродуктов в другие регионы страны.
Во Владивостоке, Москве и других городах проходят рыбные фестивали, которые пользуются большой популярностью и пропагандируют здоровое питание, рацион которого без рыбы и морепродуктов невозможен.
Александр Колесников