ПТРС
Во время Великой Отечественной войны широкую известность получили противотанковые ружья системы Дегтярева (ПТРД-41) — их можно встретить на фотографиях, плакатах, кадрах кинохроники и в художественном кинематографе. В свою очередь образец магазинного самозарядного противотанкового ружья, созданный Сергеем Гавриловичем Симоновым, пользуется гораздо меньшей известностью. Значительные потери Красной Армии в танках, авиации и артиллерии в первые месяцы Великой Отечественной войны требовали принятия на вооружение простого в производстве и освоении и эффективного в борьбе с бронетехникой образца. И таким оружием оказались противотанковые ружья.
Первые бои также показали, что значительная часть танков Германии и ее союзников не имеет серьезной броневой защиты и поражается бронебойно-зажигательной пулей мощных 14,5 мм патронов. При проектировании противотанкового ружья конструктор пришел к ряду удачных решений, опробованных им еще при создании автоматической винтовки (АВС-36). Сам Сергей Гаврилович отмечал, что времени для экспериментировать не было и противотанковое ружье должно быть создано в течение месяца. При конструировании ПТРС были использованы основные узлы ранее созданной С. Г. Симоновым автоматической винтовки (АВС-36), адаптированные для стрельбы патроном крупного калибра. За создание магазинного самозарядного противотанкового ружья С. Г. Симонов был отмечен Сталинской премией 1-й степени.
Противотанковое ружье системы Симонова имело следующие характеристики: длина 214 см., масса без патронов: 21 кг, емкость магазина — 5 патронов. Расчет состоял из двух человек. Из противотанкового ружья допускалось ведение только одиночного огня. Прицел позволял вести огонь с расстояния в 1500 метров, хотя реальные дистанции применения противотанковых ружей были значительно меньше. По бронепробиваемости ПТРС было равноценным ружью системы Дегтярева.
Производство ПТР
После завершения государственных испытаний 29 августа 1941 г. ПТРС было принято на вооружение одновременно с противотанковым ружьем системы Дегтярева. Ставилась задача одновременно освоить в производстве оба образца. И если ружье системы Дегтярева относительно быстро стало поступать на фронт, то с выпуском технически более сложного ПТРС возникли немалые трудности. Первоначально выпуск противотанкового ружья системы Симонова предполагалось развернуть на оружейном предприятии в Туле, но в связи с эвакуацией производство было перенесено в Саратов и Ижевск.
Всего до конца 1941 г. было выпущено 77 противотанковых ружей системы Симонова. В дальнейшем производство увеличилось, хотя по объемам продолжало значительно уступать ПТРД. Так за 1942 г. было выпущено184800 ПТРД и 63308 ПТРС. Правда, удалось снизить себестоимость производства ПТРС. Так, в сравнении с 1941 г. стоимость производства во второй половине 1942 г. удалось снизить почти в два раза.
В огне сражений
Первоначально противотанковые ружья Симонова с успехом применялись для борьбы с большинством образцов вражеской бронетехники. Как правило, по одной цели вели огонь расчеты нескольких противотанковых ружей. В наступлении и в условиях уличного боя ПТР использовались при поражении пулеметов, долговременных огневых точек. Во время боя в лесу противотанковые ружья размещались в глубине позиций, держа под обстрелом возможные линии передвижения. С появлением в середине войны на фронте тяжелой немецкой техники меньше целей для советских бронебойщиков не стало: противник применял большое количество бронетранспортеров и самоходных орудий с достаточно тонкой броней. Потери среди солдат-бронебойщиков были всегда высоки — они действовали на переднем краю обороны на наиболее опасных танкоопасных направлениях.
Применение ПТР имело и свои особенности. Отдача при стрельбе была весьма значительной и неправильно установленные сошки могли привести к перелому ключицы. В то же время, бронебойщик должен был обладать крепким плотным телосложением, чтобы выдержать отдачу при выстреле. Реально стрелок мог сделать несколько выстрелов перед тем, как его плечо превращалось в гематому. Известен случай, когда сержант С. Ф. Антипкин из положения стоя, с рук выпустил по вражеской огневой точке пять патронов из ПТРС. Но, двухметровый богатырь, на счету которого сбитый самолет и несколько уничтоженных танков противника, представляет скорее исключение, подтверждающее правило.
Отдавали предпочтение ПТРС советские партизаны — магазинное ружье позволяло выпустить из засады пять патронов по быстро движущейся цели (грузовик, паровоз). После Второй мировой войны советские противотанковые ружья нашли применение в ходе Корейской войны 1950−1953 гг. Сохранившиеся до наших противотанковые ружья системы Симонова достаточно часто можно встретить в музейных коллекциях. Относительно редко встречается ПТРС в художественных фильмах о Великой Отечественной войне, например, в «Следую своим курсом» (эпизод стрельбы по немецким самолетам). Связан этот момент с тем, что ПТРС не лучший образец для киносъемок: при стрельбе холостым патроном автоматика ружья не сработает и показать пять выстрелов из ПТРС в художественном кинематографе без применения боевых патронов практически невозможно.