Подводная лодка подходила к причалу. Старпом с интересом наблюдал, как будет швартоваться наш новый командир, у которого этот выход в море был первым в качестве командира большой подводной лодки. Вообще-то, он не был штатным командиром: наш кэп поступил в академию, должность была вакантной, а в море ходить надо, поэтому нам дали приписного командира с соседнего экипажа. Тот командовал "эской", но имел допуск на "букашку", вот его и назначили временно, пока искали для нас кандидатуру.
Швартоваться собирались левым бортом. Старпом, смоля "беломорину", отмечал про себя, что пока командир всё делает правильно. "Хотя, пожалуй, скоростёнка великовата", – подумал старпом.
— Товарищ командир, пора гасить инерцию, – подсказал он.
— Сам знаю, старпом, – недовольно буркнул командир.
"Да мы ещё и обидчивые, – подумал старпом. – Ну-ну, командуйте, сэр".
Бортовые моторы работали "средний вперёд". Даже штурман нетерпеливо поглядывал на мостик – когда же начнём "тормозить"? Наконец, старпом не выдержал:
— Товарищ командир, пора…
— Бортовые моторы малый вперёд! – прервал его командир.
— Товарищ командир, маловато будет, надо бы на "стоп", — опять не выдержал старпом.
— Кто лодкой командует, старпом? — оборвал его командир.
"Прямо как наш старшина роты, — вспомнил старпом курсантские годы, пожав плечами и отвернувшись от командира. — Тот тоже постоянно говорил, мол, кто ротой командует, я или командир? "
Лодка тем временем пошла медленнее, но недостаточно, даже командир это заметил. В его голосе послышалось лёгкое волнение:
— Бортовые моторы — стоп! — скомандовал он.
— А вот теперь пора уже назад отрабатывать, — буркнул старпом вполголоса, кинув взгляд в сторону причала, который надвигался на лодку излишне быстро. Потом, повернувшись к командиру, сказал:
— Товарищ командир, не успеем.
— Вижу, старпом, — сдался командир. — Бортовые малый назад!
Дальше с периодичностью в минуту, под старпомовское "не успеем", последовало командирское крещендо:
— Бортовые средний назад! — Бортовые полный назад! — ТРИ МОТОРА ПОЛНЫЙ НАЗА-А-АД!
…Эхо над гаванью: "Ад-ад-ад" было прервано скрежетом левой "скулы" лодки по гранитной стенке причала. Судорожно вцепившись в поручень, зажав в зубах погасшую "беломорину", старпом печально следил, как корабль таранит причал. Когда лодка, наконец, остановилась, старпом вынул изжёванный окурок изо рта, отправил его щелчком за борт и спокойно заметил:
— Я же говорил, не успеем…
Судоремонтный завод был залит спиртом, но покорёженную скулу "сделали" за пару дней. А приписной командир, с лёгкой руки старпома, получил прозвище "Полный назад".
Андрей Зотиков