Родителей моих носила судьба по всей Сибири - от трассы БАМ до Новосибирска...Города, села, райцентры...За 10 лет я сменила восемь школ, в некоторых проучилась всего пару четвертей.. Осуждаю ли? Да нет. У меня масса детских воспоминаний. Сегодня с утра нахлынуло, шел советский фильм о границе...А ведь было, же, господи и в моей жизни это было.
***
Отца назначили парторгом в местный совхоз. И я не понимала тогда, что это ссылка - за прямоту взглядов. Но новое наше местожительство - маленький поселок на берегу реки Аргуни мне нравился безумно. Сразу за синей лентой Аргуни - китайский городок. Яркий, с радостно-красными, синими зелеными крышами. Соседский мальчишка, спрашивал у матери:
-Ма, а у китайцев Пасха? - отчего-то эти пестрые крыши напоминали мальчонке крашенные яйца.
До сих пор боюсь ошибиться как же назывался городок, что соседствовал с нашим поселком? Взрослые говорили то "Шивэйсьян". То -"Шивэй".
И вся жизнь наша школьная, детство, ну хоть как было с ярким оттенком изумрудной зелени. В тон с погонами пограничников.
"А на плечах у нас зеленые погоны, а мы опять, дружок с тобой идем в наряд..." - пели бравые молодцы, чеканя шаг на пятачке возле погранзаставы - серого двухэтажного здания. Они пели, а старшеклассницы томно бросали взоры... время-то было советское, и к армии относились несколько иначе, чем сейчас. И что уж греха таить, парни наши, доморощенные по уровню интеллекта и внешней привлекательности уступали подтянутым пограничникам.
Нас же - малолеток, пограничники интересовали совсем по другой причине. Воины с погранзаставы были нашими шефами и приходили к нам и демонстрировали приемы рукопашного боя, учили собирать и разбирать автомат, работать с рацией.
В школе постоянно действовал кружок ЮДП - сиречь юный друг пограничника. И мы с удовольствием ходили на занятия, причем занятия нередко проходили на заставе. И ведь занимались с нами очень серьезно, представьте даже на стрельбище ездили...Первый свой выстрел из автомата я сделала в 12 лет. Теперь представьте, с каким восторгом все сельские мальчишки воспринимали такие занятия, если мы - девчонки постигали тайны военной подготовки с азартом.
И оттуда родом из детства слова КСП, КПП, ЭСС, БК АКС, звучат как набор звуков. Для нас, десятилетних в этих словах был смысл. И мы железно знали, что если обнаружат пятна на зеркале...будет сигнал - застава в ружье. Уже утрирую. Но именно так и передавали по рации сообщения что на контрольно-следовой полосе обнаружены следы. "Обнаружено два пятна на зеркале в сторону...."
К слову о пятнах на зеркале...
Лента реки Аргуни была окружена несколькими рядами колючей проволоки, за колючкой тянулась вспаханная полоса земли - это и есть КСП - контрольно следовая полоса. Её неприкосновенность проверяли регулярно. А нас черт поволок за цветами. Ух! Какие ж были цветы в Забайкалье -я таких после нигде не помню, даже в любимой до капельки Восточной Сибири.
Сели на велики и вперед - под Спуск. Спуск - место, где начинался крутой уклон к реке, заросший саранками, марьиными-кореньями, кукушкиными башмачками. Ехать туда полагалось осторожно, по самой кромке этого Спуска. Чуть вильнет руль и понесет велик на колючку.
Вот я руль и не сдержала. Мой велосипед понесло к столбам с колючкой, что-то кричал в спину верный друг Петька - соратник не девичьи-подвижных игр. Но я ничего не слышала, вцепилась в руль намертво, но колесо предательски налетело на камень, велик на дикой скорости подкинул зад, как норовистый жеребчик. Я перышком перемахнула через двухметровый колючий "забор", оказавшись разом нарушителем государственной границы.
И осознание этого просто парализовало. Я сидела посреди КСП , зареванная,ободранная,исцарапанная грязная, и тряслась, как заячий хвост. И больше всего боялась, что посадят теперь родителей. Бытовала среди нас такая легенда, что если нарушит границу ребенок, то тут же заберут отца.
Потому как:
Петька возле колючки бесполезно давал советы...А потом предложил:
-Я на заставу!
Не знаю, Петька ли долетел со скоростью света, или все же я замкнула что-то там в полете и сработала система, не знаю. Но наряд примчался очень быстро.
Отчего-то меня даже не спросили, как я туда попала? Наверное поняли по искореженному велосипеду... Но уточнили:
-Встать можешь?
Я заревела в голос от страха.
-Все. Не двигайся. Потерпи.
И мы еще ждали, когда приедет военврач, на носилках меня доставили на заставу, обработали мои царапины и синяки. Накормили и напоили чаем, и...выделили машину, срочно увезти в район. Врач заподозрил у меня вывих и разрыв мениска. И оказался прав.
Сам же нас и сопровождал, потому как опасался, что в районной больнице сделают все - шаляй-валяй. Меня и маму доставили в район - за 25 километров, без очереди сделали рентген, загипсовали колено. И... привезли обратно. Мама не знала, как благодарить военврача, а я задала сокровенный вопрос, терзавший меня всю дорогу:
-А теперь моего отца посадят?
-Почему? - растерялся врач
-Я же государственную границу нарушила, - и опять заревела.
А врач, мама и водитель засмеялись...
-Не посадят, - успокоил военврач, - Ты же до Китая не долетела.
А в сентябре вдруг случилось наводнение. Аргунь вышла из берегов и залила улицы поселка...И на пограничных катерах солдаты вывозили застрявших жителей, доставляли хлеб и какие-то припасы тем, кто вынужденно жил в эвакопункте. Видимо, за неимением тогда в стране такой структуры, как МЧС функции по спасению утопающих в погранзоне ложились на плечи солдат и офицеров.
Чем могло отблагодарить гражданское население? Искренним уважением. Помню, как мы готовили концерты, чтоб выступить перед пограничниками на заставе. вот думаю, чем мы сельские ребятишки(и временно примкнувшие к ним городские))) ) могли удивить тогда солдат, учитывая, что у нас на заставе было не мало ребят из Москвы и Ленинграда? Ну не исполнением же под хрипучий баян "А на плечах у нас зеленые погоны, а мы с тобой дружок опять идем в наряд"...
Но встречали нас приветливо. На заставе не было актового зала, а Ленинская комната(или красный уголок) не вмещала всех желающих и мы вступали в казарме.
Помню бесконечные ряды двуярусных коек, сдвинутых на время концерта, импровизированные зрительный зал из разномастных стульев и скамеек. И еще то, что слушали нас очень хорошо. И аплодировали дружно. А после кормили вкуснейшим обедом. Иногда концерт мы повторяли на бис.. Для тех, кто был в наряде.
Когда же ребята-пограничники появлялись в селе наши матери и бабушки чуть ли не священным долгом считали вынести им банку молока или пирожки. Ну как же - мальчики так далеко от дома, соскучились же по-домашнему-то?
Справедливости ради скажу, что отношения между местными и "заставскими" были не всегда идеальными. Как-то на танцах местные парни побили пограничников, приревновав их. Но последовали после карательные меры для противоборствующих сторон или нет? Ой,не знаю. И как попали пограничники на танцы? Я думаю, они знали дорожку...Потому как случалось, что наши девушки уезжали в далекие города вслед за воином в зеленых погонах.
Случалось и рожали "зелененьких" -то есть от солдат, об этом шепотом говорили старшие девчонки.Но по молодости лет, эта сфера жизни меня не интересовала.
Хотелось бы мне теперь побывать в том забайкальском поселке, а живет ли еще застава имени Флегонтова? И как теперь строят отношения село и застава. Понимаете, ведь в том, что детство мое отчасти было изумрудно-зеленого цвета нет ничего плохого. Наоборот отчего-то эти годы и запомнились, как самые яркие и добрые...