Ирина Сычева из Нижнего Новгорода задала вопрос о нехватке узких специалистов и участковых терапевтов в поликлиниках. Она отметила, что врачи уходят в платные клиники. «Второй месяц я не могу записать отца к кардиологу, он после инфаркта. Врач принимает раз в неделю, электронной записи нет. Очередь стоит на улице до семи утра, до открытия поликлиники», – посетовала Сычева.
Владимир Путин: «Вопросы медицины я вижу в разрезе всего комплекса. На втором месте стоят. Всегда очень важный вопрос во всех странах с развитой рыночной экономикой. Там, пожалуй, острее, чем у нас. Но что о них думать, о себе надо думать, о доме. <...> Главная проблема с кадрами – в первичном звене здравоохранения. У нас стационары есть, и там работают врачи. Там практически вопроса с кадрами нет. В первичном звене есть. Из этого вытекает понятный вывод – это прежде всего вопрос организации здравоохранения в регионах России. Если посмотреть на оборачиваемость коек, то мы увидим, что они не целиком и не полностью в течение года заполнены. В то же время в первичном звене – в поликлиниках, районных больницах – есть проблемы каждый день. И это задача местных органов власти – распределить нагрузку. <...> Второе связано с подготовкой кадров – Минздрав старается привлечь как можно больше абитуриентов. Этот процесс идет.
Мы начали доплачивать в небольших населенных пунктах врачам и медсестрам 50 или 29 тысяч рублей. И это тоже имеет значение. Мы видим впервые за предыдущие годы приток в 17 тысяч специалистов. Но их все-таки не хватает. Необходимо продолжить работу по укреплению первичного звена. <...> В вашем конкретном случае мы точно поможем вашему папе».
Почти сразу после окончания прямой линии с Ириной Сычевой связалась министр здравоохранения Нижегородской области Галина Михайлова – об этом написали региональные СМИ. Министерство взяло на контроль вопрос об оказании медпомощи отцу женщины. Как сообщается, его уже обеспечили необходимыми лекарствами.
Ведущий программы «Итоги года с Владимиром Путиным», военный корреспондент Первого канала Дмитрий Кулько зачитал обращения граждан, которые не могут получить лекарства по льготе, в том числе онкопрепараты, инсулин и физраствор. Рашида Гаютдинова пожаловалась, что не может получить инсулин уже четыре месяца. Кулько спросил Путина, на каком этапе находится развитие отечественной фармакологии и как президент оценивает обеспеченность граждан препаратами.
Владимир Путин: «Фарма – важнейшее направление нашей деятельности. Когда я работал председателем Правительства Российской Федерации – в 2008 году, – тогда мы начали работу по развитию собственной фармпромышленности. В 2009 году программы были сформулированы. Я уже не помню, сколько денег мы туда вкладывали, но сама фарма развивалась при поддержке и при помощи государства, как правило – федбюджета. Сегодня наши фармкомпании стали вкладывать в развитие собственные ресурсы, исчисляющиеся десятками миллиардов рублей. <...> Начали создавать на основе собственных молекул собственные препараты, субстанции, сложные лекарства, в том числе для борьбы с онкологическими заболеваниями.
Что касается инсулина, тест-полосок. Это такие сбои, недоработки в деятельности соответствующих ведомств и на местах. Деньги в целом на эти препараты выделяются в полном объеме. Это вопрос организации торгов и своевременного принятия решений. Конечно, я обязательно поговорю с коллегами из правительства и субъектов. Нужно просто вовремя все делать и ориентироваться на потребности рынка. У нас сейчас программа развития фармы существует. Она включена в проект технологического лидерства. <...> Что касается препаратов ЖНВЛП – к 2030 году мы должны выйти на 90% обеспечения собственными препаратами, а по медизделиям – на 40%. В целом эта работа двигается хорошим темпом.
А инсулина у нас в целом достаточно, физраствор – это вообще ерунда. Там дело не в физрастворах, а в упаковках. Просто своевременно два ведомства – Минпромторг и Минздрав – не приняли решение по ценам на эту упаковку. И производителям, которым эту цену предлагали, она стала в убыток. Дошли до того, что начали закупать эту упаковку за границей. Но на сегодняшний день все решения приняты. Очень надеюсь на то, что этих сбоев не будет».
Корреспондент телеканала «Спас» Ксения Аксенова задала вопрос о выводе процедуры абортов из системы ОМС: «Патриарх из года в год говорит о выведении абортов из системы ОМС, потому что это не медицинская процедура – она не лечит, а только калечит. И лидеры традиционных религий России в этом поддерживают нашего патриарха. Скажите, будет ли это сделано?»
Владимир Путин: «Что касается абортов – конечно, мы здесь должны думать о том, чтобы и религиозные убеждения не страдали, и чтобы решались вопросы, связанные с демографией. Но в то же время мы должны подумать об уровне благосостояния российских семей с детьми и их будущем, о праве женщины принимать какие-то решения. Это тонкий вопрос, который в ходе пресс-конференции не решается».
Максим Долгов, представляющий медиахолдинг Readovka, задал вопрос о том, какие меры предпринимаются для повышения рождаемости.
Владимир Путин: «Вопрос чрезвычайно важный не только для нас, но и для многих стран мира. В СССР достигался уровень примерно 2% рождаемости. Несколько лет назад мы достигали уровня в размере 1,7%. К сожалению, он у нас упал до 1,41%. Конечно, это мало. <...> Для того чтобы обеспечить просто воспроизводство, нам нужно поднять коэффициент до 2,1%, а чтобы население росло – 2,3%. <...> У нас количество женщин в детородном возрасте сократилось на 30%. Девочки нужны, девушки. Что мы делаем для того, чтобы поправить ситуацию? У нас создана целая программа. <...> Я хочу обратиться ко всем руководителям всех субъектов России. С этого должен начинаться рабочий день и этим заканчиваться».