Друзья! Вы удивитесь, узнав, насколько важно для нас то, как находящийся рядом с вами человек ест. Но правда в том, что мы выбираем друга и партнёра по главному фактору совместимости людей, - тому, как человек принимает пищу.
Об этом факторе совместимости знал ещё Ликург, великий мудрец и законодатель Древней Греции.
Именно его законы сделали Спарту непобедимой на столетия. Как известно, взяв, по совету Пифии, у сограждан клятву об их строгом соблюдении, он покончил с собой, предварительно приказав развеять свой прах над морем, чтоб нельзя было взять эту клятву назад ни у него, ни у его праха.
Так вот, одним из главных законов, делающим спартанское общество сплочённым, был закон о сисситиях, совместных обедах.
Именно эти маленькие сообщества и являлись ячейкой и залогом простоты и умеренности спартанского общества. Ели все там исключительно простую пищу, - знаменитую похлёбку из бычьей крови. Как-то попробовав её из любопытства , чтоб узнать, что это за супчик из чечевицы делает спартанцев непобедимыми, - персидский царь
заказал приготовить её пленному спартанскому повару , - но, попробовав, есть не смог и стал плеваться.
И услышал от повара ставшую крылатой фразу : " Царь, чтоб она, похлёбка, показалась вкусной, надо сперва искупаться в Эвроте." (То есть после долгих и изнурительных физических упражнений).
Если на этих сисситиях кто-то ел плохо, без аппетита, его сильно били, подозревая в том, что он где-то отведал чего повкуснее, типа жареного мяса.
Сисситии были очень важны для поддержания военной дисциплины. Но интересно то, как формировались эти группы сотрапезников. Каждый новый участник принимался только с согласия всех остальных. После того, как его сажали за стол с другими, проходило голосование. Каждый из присутствующих бросал хлебный мякиш, скатанный в маленький шарик в амфору. Если кто-то возражал против нового сотрапезника, он должен был сплющить свой шарик с боков. При обнаружении такового, новичка не принимали в эту сисситию.
Такой же принцип подбора команды использовался и в наше время при формировании космических экипажей. Для проверки на совместимость, для избежания вспышек агрессии на борту космического корабля, испытуемых сажали за совместную трапезу. Если кому- то не нравилось, как другой ест, то такие люди вместе не посылались.
Расскажу историю из своей жизни. Как-то мне довелось встретиться в палеонтологическом музее с одной своей бывшей ученицей - красавицей, умницей и настоящей аристократкой . Я знала её с десяти лет, и всегда восхищалась ею, она всегда была моей любимицей, маленьким божеством. На этот же раз я увидела её рядом с мужем, много старше её, как оказалось впоследствии, известным криминальным авторитетом. Он сразу показался мне похожим на Наполеона. Какая-то удивительная энергия и сила исходили от этого человека невысокого роста. Рядом с ним она выглядела хрупкой, юной, стройной нимфой. И я никак не могла понять, что собственно связывает их в жизни ... пока мы не решили пойти перекусить. Пройдя по залам музея, мы спустились в крошечный буфет. Дело было утром, и никто из нас ещё не завтракал. Там было пусто, и ассортимент буфета не порадовал, он был очень скудный. За стеклом лежали большие жареные пироги с мясом, приготовленные явно не сегодня.
Я почувствовала смущение, и подумала, что, конечно, есть тут никто ничего не будет. Но ошиблась. Пара тут же заказала разогреть пирожки, и много! Щедро взяв на всех. А потом оба одновременно набросились на них с жадностью, запивая пирожки простым чаем в стаканах.
Ах, ах! какое это было удивительное зрелише! Какой восторг я испытала, глядя, как эти люди поглощают простую пищу. Много они правда не съели, откусили несколько раз и всё. Но этого хватило мне, чтоб увидеть, какая гармоничная пара сидит передо мной. Оба они были простыми, без предрассудков, решительными и жадными до жизни людьми. "Прекрасный союз!" - , помнится, подумала я , эти двое - совершенно на одной волне. И я представила тогда, как они вместе объехали весь мир, всю планету, путешествуя по новым местам, оба жадные до новых впечатлений, знаний и эмоций.
Расскажу про ещё одно своё наблюдение подобного рода . Вот уже двадцать лет приходит ко мне подруга. На самом деле, единственная, проверенная годами, которая осталась после того, как отсеялись другие. Я каждый раз кормлю её чем-то, что приготовила, и смотрю, как она ест. Конечно, я люблю свою подругу за ум, ловкость, красоту. Но больше всего меня всегда восхищал её аппетит и неприхотливость в еде. Такая, знаете, простота, достойная восхищения. Потому что это показатель отношения к жизни, принятия жизни такой, какая она есть.
Говорят, что ты - это то, что ты ешь. А, по-моему, уместно сказать, что ты то, как ты ешь. Не случайно в старину именно так проверяли работника, нанимая его на работу. Сажали за стол, и смотрели, как быстро он со всем управится.
Наверное, этот психологический фактор совместимости вынесен человеком ещё из животного мира, и работает подсознательно на биологическом уровне. А в последующие века развития человечества совместные трапезы были очень важными в социализации формами общности людей. И в разные эпохи ели по-разному.
Так что, друзья, в дружбе и в браке очень важно, чтоб то, как человек поглощает пищу, не раздражало бы вас. Потому, что неприятие этого может довести до бешенства и даже криминала.
И, если за столом один из супругов говорит другому : " Не чавкай! Что ты всё ковыряешься! Что ты возишься? Что ты так быстро жрёшь?", - то таким людям долго не прожить вместе. Лучше разойтись сразу.
Ну и в заключение процитирую, как здорово написал поэт Гумилёв про разный подход к жизни :
Я люблю, как араб в пустыне, припадает к воде и пьёт,
А не как палладин на картине, что на звёзды смотрит и ждёт.