Из-за сильного переживания, испуга или стресса мы можем сказать: «Я чуть не поседел!» Такие случаи действительно бывают — достаточно вспомнить королеву Марию-Антуанетту, поседевшую в ночь перед обезглавливанием, или гуманиста Гуарино да Верона, который в одночасье стал седым, потеряв драгоценные греческие рукописи. Биолог Светлана Бозрова на основе книги «Волосы. Иллюстрированное пособие для врачей, трихологов и парикмахеров» А. Ржешевского, М. Войтовой и А. Кабанова, а также других исследований рассказывает о том, какие биологические механизмы лежат в основе раннего, стрессового и внезапного поседения.
Человек, как и все млекопитающие, с возрастом теряет какое-то количество меланина, из-за чего волосы меняют цвет. Обычно поседение происходит по правилу 50—50—50. К пятидесяти годам у пятидесяти процентов людей пятьдесят процентов волос седеют.
Седеют все без исключения, однако начало этого процесса запрограммировано генетически и передается по наследству. Факторы окружающей среды тоже не остаются в стороне: курение совершенно точно ускоряет поседение из-за повышенного окислительного стресса у курильщиков (это лишь одна из причин).
Так как волосы у людей обладают важным социальным значением, с сединой предпочитают бороться различными способами. Однако разберемся сначала, из-за чего она возникает.
Пигментированный фолликул содержит меланоциты с меланином, которые исчезают в ходе поседения. Параллельно с этим из фолликула седого волоса постепенно уходят и стволовые клетки меланоцитов.
Рисунок 1. Строение пигментированного и седого волоса. Источник: книга «Волосы. Иллюстрированное пособие для врачей, трихологов и парикмахеров».Есть также версия, что поседение происходит не только из-за гибели меланоцитов, но также из-за того, что нарушается перенос пигмента меланина из меланоцитов в кератиноциты, из которых волос строится в дальнейшем.
Стандартно поседение у человека начинается в районе 40 лет и постепенно прогрессирует. Преждевременным оно считается, если стартует около 25 лет. Причин преждевременной потери пигмента волос, помимо возраста, может быть несколько. Например, это может произойти из-за дефицитов в питании, стресса, очаговой алопеции или витилиго. Поговорим о них подробнее.
Однажды к врачам из Кореи поступил ребенок 11 лет, у которого уже в течение года на макушке постепенно седели волосы. У него не было ни серьезных заболеваний, ни отягощенной наследственности, ни стрессовых факторов или очаговой алопеции.
Лечащий врач ребенка попросил сдать анализы крови, в которых оказался сниженный уровень гемоглобина и ферритина. Ребенку диагностировали железодефицитную анемию и лечили препаратами железа на протяжении полугода. По мере нормализации показателей крови волосы мальчика тоже восстановили цвет!
Двум корейским девочкам-подросткам с преждевременным поседением врачи назначили пантотенат кальция. В сочетании с удалением поседевших волос метод оказался эффективным. Позднее те же исследователи опробовали его на 39 пациентах и подтвердили, что повышенные дозы кальция действительно работают в этом случае. Несмотря на успех, эти данные всё еще требуют дополнительного подтверждения.
Ученые лишь исследуют, как дефицит питательных веществ влияет на поседение. Возможно, при снижении в организме уровня витамина В12, которое часто наблюдается у вегетарианцев, седина может выступать на голове раньше, чем хотелось бы. Другие исследования показали, что к факторам ранней седины также относится пониженная концентрация меди, витамина D3 и кальция. Однако необходимо ждать более точных данных по терапии поседения с помощью недостающих в организме питательных веществ.
Курение и ожирение связаны с развитием преждевременного поседения. Седина появляется из-за повышенного окислительного стресса в организме курильщиков и у людей с лишним весом.
При ожирении причина седины может быть и эндокринного происхождения. Устойчивость таких пациентов к лептину приводит к повышенной концентрации в организме противодействующих активности меланоцитов гормонов.
Семейный фактор тоже очень мощный, причем отцовская наследственность в данном случае важнее материнской. Она коррелирует не только с распространенностью преждевременного поседения, но и с его степенью.
Из-за некоторых заболеваниях человек начинает седеть значительно раньше. Например, при аутоиммунном заболевании витилиго взрослые меланоциты более чувствительны к окислительному стрессу и гибнут в результате апоптоза. Поседение в таком случае происходит локально и называется полиоз. Похожий тип поседения развивается и при других аутоиммунных заболеваниях, например, проблемах с щитовидной железой или пернициозной анемии.
Седеют также из-за синдромов преждевременного старения. Кроме того, известна взаимосвязь раннего появления седых волос с нарушениями слуха. Ученые предполагают, что ранняя седина может быть маркером риска потери слуха.
Существует гипотеза о взаимосвязи поседения с развитием инфаркта миокарда. Американские исследователи подтвердили, что седые мужчины имеют больше шансов получить инфаркт, чем не седые. Для женщин такой взаимосвязи выявлено не было.
Взаимосвязь между поседением и уровнем психологического стресса широко известна. Чтобы выяснить ее причины, ученые проводят множество экспериментов на мышиных моделях.
Стресс у мышей приводит к повышению норадреналина в крови. У них развивается реакция «бей или беги», симпатическая нервная система выделяет ряд гормонов, в том числе норадреналин. Это приводит к истощению пула предшественников меланоцитов в волосяном фолликуле. В результате волос теряет свой цвет. Что при этом происходит? При воздействии норадреналина на волосяной фолликул предшественники меланоцитов начинают ускоренно дифференцироваться, в результате их становится всё меньше и меньше. Новые предшественники при этом не образуются.
Как этот процесс выглядит у человека, пока неизвестно. Однако мы знаем, что человеческое стрессовое поседение, в отличие от мышиного, обратимо.
В одном из экспериментов ученые изучили 14 пациентов с признаками стрессового поседения и последующей репигментации. Изменения в волосах происходили в течение одного анагена, причем довольно стремительно — с потерей до 14% цвета каждый день. Повторная пигментация происходила тоже молниеносно — почти в два раза быстрее, чем поседение. Дальнейший анализ показал, что репигментация во всех волосяных фолликулах происходила в одно и то же время и совпала с моментом снижения стресса.
В этой же работе ученые исследовали волосы 30-летней участницы азиатского происхождения с исходно черными волосами, в которых появился белый сегмент примерно 2 см длиной. При оценке уровня стресса выяснилось, что незадолго до этого у нее был двухмесячный период, связанный с эмоциональным потрясением (развод, завершившийся переездом). Участница оценила этот стресс на 9 из 10. Хронологически он соответствовал возникновению седых волос, за которым последовала репигментация. Ученые сделали вывод, что повторная пигментация соответствует по времени объективному снижению уровня стресса.
Механизм этого феномена пока что точно не известен, но у ученых есть предположения. Возможно, повторная пигментация обусловлена активацией меланоцитов извне волосяного фолликула. Эти клетки мигрируют в волосяной фолликул и начинают производить там меланин, окрашивая волос.
Для изучения поседения от стресса и репигментации ученые разрабатывают всё новые и новые методы. Один из основных — это цифровое картирование рисунков пигмента по длине волоса. Так как суточная скорость роста волоса известна, исследователи связали изменения в пигментации с определенным временем. Такой подход позволяет использовать вариации в цвете волос, чтобы узнать о событиях, пережитым их владельцем. Седеющие волосы буквально отображают воспринимаемые уровни стресса.
Есть ли у стрессового поседения какое-то эволюционное обоснование? На этот счет тоже имеются некоторые предположения. Поскольку поседение часто ассоциируется с возрастом, наличие седины может демонстрировать опыт и лидерство. Взрослые самцы серебристых горных горилл, у которых после достижения зрелого возраста на спине появляется седина, часто становятся главарями. Возможно, животное, которое пережило достаточное количество стресса, чтобы «заработать» седые волосы, занимает существенно более высокое место в социальной иерархии. Предположение логичное, однако для полной уверенности требуется еще некоторое количество исследований на эту тему.
В 1793 году волосы Марии-Антуанетты полностью поседели в ночь перед обезглавливанием. Феномен поседения волос «в одночасье» уже довольно давно исследуется учеными, однако четкого понимания его причин всё еще нет. Это явление назвали синдромом Марии-Антуанетты. История знает еще несколько таких случаев.
Например, ученый эпохи Возрождения Гуарино из Вероны стал седым после того, как тщательно собранные им греческие рукописи затонули по пути из Константинополя в Италию.
Сэр Томас Мор, приговоренный к смерти из-за измены королю Генриху VIII, поседел в ночь перед казнью. Такая же ситуация произошла с испанским дворянином Жаком Орсарио. Более современные отчеты о подобных случаях описывают резкое поседение у выживших после бомбардировок во время Второй мировой войны.
В 1957 году 63-летний мужчина упал с лестницы, после чего в течение двух недель резко поседел. Через 17 месяцев дерматологи диагностировали у него обширное витилиго.
Возможно, моментальное поседение происходит из-за демаскирования поседевших волос в результате очаговой алопеции. В общей массе цветных волос седина не видна, однако если алопеция затрагивает только фолликулы с меланином, то при выпадении темных волос становятся видны доминирующие по количеству серые и белые. Некоторые пациенты с очаговой алопецией связывают ее приступы с предшествующим сильным психоэмоциональным стрессом.
Однако алопеция служит причиной внезапного поседения далеко не во всех случаях. Предполагается, что из-за стресса в волосяных фолликулах может развиваться нейрогенное воспаление или же повышаться количество нейроэндокринных стрессовых медиаторов. Например, пролактин, регулирующий работу белков кератинов, из которых состоит волос.
Кроме того, внезапное поседение может быть вызвано всплеском образования активных форм кислорода (АФК) внутри фолликулов. В норме волос защищен от воздействия окислительного стресса множеством механизмов. Для этого работают специальные ферменты, нейтрализующие образование АФК, а также вещества, напрямую их поглощающие. Для защиты от нейрогенного воспаления в волосяном фолликуле специальные гормоны создают противовоспалительную среду. Иногда эти механизмы дают сбой.
Поскольку защита от АФК обусловлена большим числом механизмов, то внезапное поседение — действительно довольно редкий случай. Оно случается, только если все способы защиты одновременно нарушаются. Однако такое всё же случается. Причины могут быть разные: от генетической предрасположенности до воздействия факторов окружающей среды. Чтобы установить их точнее, ученым предстоит еще много работы.