Научный прогресс не стоит на месте, кипучая деятельность ученых ощущается во всех сферах нашей жизни. И, если у многих захватывает дух от того, как быстро меняется окружающий мир, то некоторые предлагают немного замедлить бег времени и задуматься о возможных рисках. Так, например, в нашем обществе популярны споры о правильности применения генно-модифицированных продуктов.
Генетически модифицированные организмы (ГМО) — это растения, животные и бактерии, в чью ДНК в лабораторных условиях были внедрены инородные гены для улучшения их полезных свойств. Чужие гены добавляют для устойчивости к вирусам, пестицидам, повышения урожайности или сопротивляемости неблагоприятным природным условиям и паразитам. В отличие от селекции, где новый вид растения появляется в результате скрещивания организмов, принадлежащих к одному биологическому виду, генная инженерия как бы “помещает” гены одного живого организма в другой.
Противники ГМО говорят, что так ученые играют в Бога и зачем-то делают за природу ее работу, хотя она прекрасно справлялась с этим задолго до появления цивилизации. Сторонники парируют: нас уже больше 7 миллиардов человек, нам надо что-то есть. Мы можем многократно повысить урожайность, сократить количество пахотных земель и добиться большей живучести ГМО-гибридов.
Так или иначе, но труды генных инженеров плотно вошли в нашу повседневную жизнь и уже сейчас есть несколько продуктов, которых практически не осталось в натуральном виде. Это соя, рапс и кукуруза.
На сегодняшний день в 95% выращенной на планете сои применяется генетическая модификация. Несмотря на то, что этот продукт, являющийся богатым источником растительного белка, редко употребляется в чистом виде у нас в России, он широко используется в производстве многих продуктов, которые мы ежедневно потребляем, сами о том не зная.
Трансгенная соя, скрываемая под названиями "лецитин", "растительный жир", "растительный белок", "соевая мука", "растительная сыворотка", "Е322", обычно используется в производстве мясных и молочных продуктов. Мясные полуфабрикаты и кисломолочные продукты содержат в своем составе значительные доли такой сои, которые могут составлять до 70-90% в дешевых продуктах. Это и есть те самые дешевые сосиски из магазина, в которых от мяса не осталось даже привычного запаха.
Аналогичным образом обстоят дела и с кукурузой. Генетически модифицированная “царица полей” стала очень популярной в мире сельского хозяйства и широко используется на просторах Южной и Северной Америки, на Филиппинах и в Южной Африке. Одна часть урожая генетически модифицированных сортов кукурузы используется для производства этилового спирта, сахарных сиропов и как корм для скота, а другая — в консервировании, производстве сухих завтраков и в хлебобулочных изделиях в качестве добавки.
При выборе продуктов стоит обратить внимание на такие названия, как "кукурузная мука", "кукурузное масло", "полента", "крахмал", "высокофруктозный сироп" и "патока", потому что за ними может скрываться именно модифицированная кукуруза.
Устойчивый к гербицидам (так называют препараты, которые уничтожают сорные травы) рапс занимает 95% всей территории плантаций этого растения в Канаде. Этот вид содержит несколько жирных кислот и широко используется в пищевой промышленности. Он используется для производства рапсового масла, которое применяется как самостоятельный продукт, так и в составе маргарина. Но в Российской Федерации выращивается много своего, “натурального” рапса. Он, например, ярко желтеет на полях Калининградской области.