Детям Индиго приписывали умение предсказывать будущее и видеть прошлое, читать мысли друг друга, а также приобщённость к некому Истинному Вселенскому Знанию. С экранов телевизора наши ровесники то и дело изображали вдохновенных и пресветлых Нострадамусов или выдавали некие Сакральные истины.
Вырубать леса – это очень плохо! Скоро наша планета останется без лесов. И нам тогда будет нечем дышать! Земля шепчет мне это предупреждение, когда я ложусь спать, и просит передать его людям!
Смешные воспоминания о смешных девяностых. Многие думают, что истерия вокруг детей – посланцев Вселенной так и осталась где-то там вместе с заряженной Чумаком водой и повальной модой на газеты о жизни йети и дворников-оборотней. Однако миф этот живей всех живых. Одним мамам хочется особенного ребёнка. У других ребёнок уже особенный, но им не хочется признавать, в чём именно. Какие качества указывают на то, что твой ребёнок имеет ауру цвета индиго?
Раннее интеллектуальное развитие
Необычная серьёзность
Огромное чувство собственного достоинства
Пренебрежение социальными условностями, правилами поведения
Необычно раннее проявление творческого (поэзия, рисование) или математического дара
Ранимость, гиперчувствительность, тревожность; частые кошмарные сны, странные фобии
Сильное воображение, очень развитая фантазия
Нешаблонное мышление
Интерес к неким глобальным вещам, склонность рассуждать о войнах, экологии, человеческой душе
Неумение или нежелание лгать даже в мелочах
Странная задумчивость, длящаяся иногда часами, рассеянность
Удивительная самостоятельность суждений и поступков, отстранённость от родителей интеллектуальная и эмоциональная
Слабый интерес к общению со сверстниками, кроме других Детей Индиго
Бытовая и социальная неприспособленность – Детям Индиго не до таких мелочей, поэтому не выучиться завязывать шнурки они могут и к пятнадцати годам
Педагоги и психоневрологи утверждают, что у качеств Детей Индиго всегда есть очень приземлённое объяснение.
Иногда это делают сами родители. Истеричная мама и агрессивный папа ещё ничью нервную систему стабильной не сделали. Иногда за родителей справляется телевизор. Психологи давно утверждают, что длительное сидение у телеящика приводит к замедленному интеллектуальному развитию. На самом деле, всё немного не так. У многих детей страдает не интеллектуальное, а эмоциональное и социальное развитие. Но хуже всего то, что нервная система малыша плохо справляется с потоком визуальной и звуковой информации и большим количеством вызываемых ею эмоций. Она буквально разбалтывается. Ребёнок может стать слишком впечатлительным и восприимчивым. Это порой помогает в обучении, но здорово мешает в жизни. Сверхчувствительность оборачивается истериками, паническими атаками, высокой тревожностью вообще, быстрой утомляемостью, СДВГ и даже неврозами и клиническими депрессиями.
Что надо бы сделать: показать ребёнка врачу и психологу. Там, скорее всего, первым делом пропишут режим. Не только дня, а вообще всякий. Подскажут, как постепенно стабилизировать нервную систему. Может быть, пропишут ноотропы, но не факт.
Что делают адепты идеи об Индиго: гордятся тонкостью детской психики, холят гиперчувствительность, лелеят повышенную тревожность (но только когда она вертится вокруг чего-то вселенского, конечно) и умиляются депрессивным состояниям. Естественно, такой подход только углубляет проблемы.
Менее деликатно его называют синдромом учёного идиота. Он иногда наблюдается при неврологических проблемах, например, у детей с аутизмом или перенесших черепно-мозговые травмы. При синдроме саванта у человека в качестве компенсации отставания в чём-то развивается, например, очень хорошая память, или способность быстро считать в уме, или невероятно хорошо рисовать без специального обучения. В самом этом компенсационном механизме ничего плохого нет: согласись, куда хуже, когда одни только проблемы без интересных способностей.
Что надо бы сделать: помогать сознательному развитию способности вместо поощрения её неосознанного проявления. Работать со “слабыми местами”, помогая если не нагнать здоровых сверстников, то хотя бы адаптироваться к нашей жизни, насколько возможно.
Что делают адепты идеи об Индиго: демонстрируют ребёнка, как цирковую собачку. В результате очень часто ребёнок перерастает удивительность своих способностей и в каком-то возрасте остаётся без изюминки, но с проблемами, которыми никто и не думал заниматься. Ведь “нельзя навязывать норму старого человечества ребёнку из нового, лучшего!” и “это нарушит его связь со Вселенной!”
Считается, что Дети Индиго чувствуют свою исключительность, свою возвышенность над старым непродвинутым человечеством и потому имеют право игнорировать правила социального взаимодействия, представления о тактичности и прочие отжившие предрассудки. Нет, конечно, нынешние правила поведения, скорее всего, несовершенны и однажды от многих из них придётся отказаться. Но сдаётся нам, что чувство исключительности в этих детках любовно взрощено мамой.
Что надо бы сделать: обратиться к психологу и с ним вместе начать работать над социальной адаптацией малыша, пока не поздно. Игнорирование социальных норм и чужих чувств может быть связано также с неврологическими проблемами: аутизмом или клинической психопатией. Тут уже надо разбираться со специалистами соответствующего профиля.
Что делают адепты идеи об Индиго: продолжают пестовать чувство избранности. В лучшем случае ребёнок однажды столкнётся с жестоким миром без буфера, осознает истинную природу своей исключительности и получит сильнейшую психологическую травму. В худшем сумеет подкрепить свою царственность реальными успехами и продолжит вести себя по-хамски, как бы хуже не сказать, но уже с чувством обоснованности своей жизненной позиции. Или наоборот. В смысле, мы не знаем, какой исход хуже, а какой лучше.
Обстоятельства ли так сложились или взрослые приложили усилия, но развитие ребёнка пошло неравномерно. Сначала интеллектуальное, затем только эмоциональное и социальное. В большинстве таких случаев ребёнок нагоняет сверстников в позднем подростковом возрасте или даже годам к двадцати пяти. Нередко даже сохраняется интеллектуальное преимущество. Но почти всегда за счёт того, что социальное развитие было добрано только до нижней границы нормы – только чтобы стать приемлемым для остальных. Часто страдает и эмоциональный интеллект. Ведь ресурсы кидались на самое важное – удержание интеллектуального превосходства.
Что надо бы сделать: следить, чтобы перекос в развитии был не очень большим.
Что делают адепты идеи об Индиго: забивают. Им важно только то, чем можно восторгаться и вызывать восторги у окружающих. Всем остальным они готовы за это заплатить.
Иногда ребёнок утверждает, что слышит ангелов, пронзает разумом суть Мироздания и понимает другого особенного ребёнка без слов просто потому, что накручен мамой-папой или понял, что это нравится окружающим. Но дело может быть и в заболевании. Причём болен может быть не ребёнок, а кто-то из родителей; это один из тех случаев, когда “безумие заразно”. Папе чудится, и всем вокруг начинает чудиться тоже. В любом случае с развитием болезни у ребёнка или родителя всё может закончиться очень печально.
Что надо бы сделать: найти, у кого именно проблемы, и лечить. Кроме психических расстройств, кстати, галлюцинации и странные идеи могут вызывать “обычные” физические заболевания. Опухоль в мозгу, астма, серьёзные проблемы с сосудами головы…
Что делают адепты идеи об Индиго: они не мыслят так узко! И вообще, не лезьте со своей карательной психиатрией. И особенно со своим мещанским “мы же говорили”, когда дело доходит до крайней точки и поездки на скорой психиатрической после охоты на бесов с топором. Между прочим, вы не можете поручиться, что бесов там не было. Вы же ауру не умеете видеть? То-то.