891 миллион ушел в социальный долгострой Ханты-Мансийска
В бюджетные схемы вписали муниципальное ДЭП и «своих» застройщиков.
Обстоятельства строительства образовательно-молодежного центра в столице ХМАО стали темой обсуждения на окружном штабе по капстрою, а в перспективе, как полагают компетентные источники, обязаны вызвать интерес у правоохранительных структур. Серьезные риски как для команды мэра Максима Ряшина, так и для подконтрольного горадминистрации Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия (ДЭП) связаны именно со стартом проекта в 2019 году. По версии отраслевиков, именно через актив мэрии проходили первые, вероятно, «не совсем законные транши на возведение объекта», который был обещан губернатору Югры Наталье Комаровой к 2020 году. Предполагаемые манипуляции, судя по всему, сегодня спровоцировали трудности в исполнении профильных обязательств со стороны ДЭП – содержание городских дорог. Впрочем, в настоящее время возведение объекта доверили «Кварталу» – компании, в деятельности которой «вполне может быть заинтересован глава города». Тем временем представители профсообщества намекают, что «история с этой стройкой также находится в поле зрения силовиков», которые в прошлом году инициировали выемку документов в ДЭП, связанных с освоением бюджетных средств.
Власти ХМАО озвучили проблемные объекты капстроя, влияющие на показатели реализации национальных проектов на территории региона. На этот раз внимание губернатор Югры Наталья Комарова уделила недостроям для дольщиков в Сургуте, а также существенному отставанию от планов возведения образовательно-молодежного центра в Ханты-Мансийске и общеобразовательной школы на 1125 учащихся в 25 квартале Нижневартовска.
Как оказалось, только по нижневартовской стройке отставание от плана превышает полгода, что уже понудило местные власти пойти на продление концессионного соглашения. Так, со слов главы Нижневартовска Дмитрия Кощенко, на сегодня готовность объекта – чуть более 41%, и традиционно провалы оправдывают коронавирусной инфекцией.
«Выполнено работ на общую сумму 554 млн рублей – это 40% от стоимости. Отставание от графика – 6-8 месяцев. Оно связано с последствиями распространения коронавируса и ростом цен на стройматериалы. Поэтому принято решение о продлении срока действия концессионного соглашения и изменений его условий в части увеличения стоимости объекта по итогам повторной госэкспертизы проекта», – проинформировал Дмитрий Кощенко.
И если к этой площадке вопросов у присутствующих практически не возникло, то в ходе обсуждения реализации проекта по возведению Образовательно-молодежного центра глава округа Наталья Комарова рекомендовала мэру Ханты-Мансийска Максиму Ряшину заканчивать с затянувшейся на несколько лет стройкой.
«Мы уже достаточно долго ждем этот объект, поэтому ускоряйтесь. Жилстройнадзор со своей стороны должен проконтролировать, чтобы при сдаче объекта мы не откатывались назад», – заявила губернатор.
Обеспокоенность Комаровой судьбой проекта поддерживают и участники строительного рынка, которые делают акцент не только на том, что объект уже давно находится в статусе долгостроя, но и на вероятных серых схемам, которые могли применяться на старте этой стройки.
В числе фигурантов «манипуляций» источники издания называют Муниципальное дорожно-эксплуатационное предприятие (ДЭП), УКС Ханты-Мансийска, ООО «Квартал» и ООО «Проектно-строительная компания «Ханты-Мансийскстрой», деятельность которого связывают с бенефициаром обанкротившегося АО «СК ВНСС» Александром Вайсбуртом.
Как вспоминают собеседники издания, еще в 2019 году Максим Ряшин перед губернатором взял на себя обязательства в том, что за год построит инфраструктуру к Всемирной шахматной Олимпиаде 2020 года. Среди обозначенных объектов был и образовательно-молодежный центр с блоком питания.
«По всей видимости, чиновник в очередной раз решил показать свою эффективность и заработать не только политические очки. Начал строить фактически без денег. Более того, обозначенные сроки не позволяли провести необходимые закупочные процедуры в рамках закона. Тогда, вероятно, и была придумана метода: деньги на стройку забирать у ДЭП. В то время у предприятия деньги были только с контрактов по эксплуатации дорог, а их могло и не хватать. В результате, чтобы закрыть кассовый разрыв, в муниципальный актив стали заводить все городские контракты по благоустройству, а также пассажирские перевозки», – вспоминают историю появления долгостроя источники издания, близкие к мэрии Ханты-Мансийска.
Как полагают представители профсообщества, если закрыть дырку в эксплуатации дорог удалось, то теперь перед ДЭП встал вопрос по финансированию исполнения других договорных обязательств. А в результате этих действий в городе могли появиться недоделанная после реконструкции центральная площадь, многострадальная площадь Славянской письменности, находящаяся на территории храмового комплекса Во имя Воскресения Христова.
«Само ДЭП не может выполнять такое количество объемов, нужны субчики, а им нужно платить. За два года предприятие просто обезжирили на несколько сотен миллионов. К этим проблемам еще добавился и снегопад. В ДЭПе большая часть услуги по вывозу снега традиционно передана подрядчикам, которые просто отказываются работать без денег. Вот и приходится Ряшину второй год подряд рассказывать жителям об аномальных снегопадах в Ханты-Мансийске», – поясняют положение вещей участники коммунального рынка.
Примечательно, что легализовать стройку образовательно-молодежного центра, по версии наблюдателей, решили через якобы «своего» застройщика – ООО «Квартал».
Так, в начале февраля между УКС Ханты-Мансийска и компанией Василия Балесного заключается контракт на возведение центра. Цена договоренностей – 891 млн рублей. Впрочем, как полагают представители городского стройрынка, «все работы на площадке выполняет подконтрольное Александру Вайсбурту ООО ПСК «ХМС», которое также фигурировало в конфликте, связанном с реконструкцией площади Славянской письменности».
Между тем очередное обещание сдать объект до конца 2022 года сегодня дал глава города Максим Ряшин. С его слов, сейчас на площадке ведутся работы по обустройству внутренних инженерных сетей, а отставание от графика связано с задержкой поставок архитектурной подсветки.
Строительство центра сторонние наблюдатели сегодня называют одним из личных проектов Ряшина, поэтому случайных застройщиков там просто быть не может.
«Балесный и Вайсбурт отследят интересы всех «сторон». Другой вопрос, где город возьмет деньги на его реализацию? Скорее всего, из бюджетов будущих лет. Эта порочная практика может действовать уже несколько лет. Достаточно оценить договоры по благоустройству ДЭПа. Только в 2021 году их общая стоимость была около 2 млрд рублей, в то время как в бюджете заложено примерно 700 млн вместе с ремонтом дорог. По всей видимости, идет активное освоение уже бюджета 2023 года», – полагают собеседники издания.