Против танка с автоматом. Неравный бой группы спецназовцев с боевиками: "А мы не СОБР, мы ФСБ"
В августе 1996 года чеченские боевики штурмом брали общежитие, и небольшая группа спецназовцев вступила с ними в бой. Легендарная оборона - какой она была?
В августе 1996 года боевики атаковали город Грозный. В общежитии ФСБ на тот момент находилось 90 сотрудников, включая 9 бойцов отряда "Вымпел" под командованием майора Сергея Ромашина. Сотрудники ФСБ были распределены по двум основным местам: Управлению ФСБ, которое было хорошо защищено, и менее защищённому общежитию, расположенному в обычном пятиэтажном здании.
Ситуация на тот момент была такова - существовала договорённость, что одни (то есть российские части) выходят, а вторые (то есть боевики) оставляют город в покое. Но вся чеченская дружина нарушила договоренность с правительственными частями, войдя в Грозный, даже не дождавшись их выхода.
Изначально в планах чеченских сепаратистов, окруживших общежитие, теплился план по переходу русских бойцов на их сторону, но, наблюдая за реакцией, они затем даже не пытались их переманить.
А если ты не веришь, ты можешь у своего СОБРовца спросить, у тебя и время есть на это, решайте,
- сказал один из боевиков.
А мы не СОБР, мы ФСБ,
- поправил один из "Вымпеловцев".
Именно эта фраза потом, даже спустя годы, не раз будет озвучена не только в кругах СОБРа и ФСБ, не только среди русского спецназа, но и далеко за его пределами.
Но вернёмся к тому дню. Боевики дали спецназовцам 10 минут на раздумия. Ребята сдаваться не собирались и стали продумывать план. "Против танка с автоматиком это несерьезно", — сказал Юрий, один из девяти бойцов "Вымпела".
Но время шло, а вокруг всё стояла тишина. Десять минут истекли — ничего нет. Пятнадцать — опять молчание. И только по истечению 20 минут начались первые телодвижения чеченцев. К этому времени вся компания из 90 человек была распределена по общежитию, заняв свои рубежи обороны. А следом началась стрельба. Громыхало всё - голову поднять было невозможно. Прошел вечер, ночь, но стрельба не прекращалась. Уже в этот момент у русских бойцов начало заканчиваться всё. Предвидя скорое поражение бойцов, чеченцы уже почти начали праздновать свою победу.
Но ребята всё-таки решили прорываться. Раненый к тому моменту майор Сергей Ромашин продолжал командовать подразделением. Было принято решение прорываться 3 группами к зданию УФСБ. Первая группа покинула общежитие в два часа ночи. Всё внимание боевиков было сосредоточено в тот момент на стоящем неподалеку Доме Правительства, что позволило группе добраться до здания Управления незамеченной. Во второй группе должны были идти раненые. Но к встрече этой группы боевики были уже готовы — на открытой местности она попала под перекрёстный пулемётный огонь в упор. Шансы уцелеть были близки к нулю.
Прорваться удалось немногим. Тяжелораненый майор Ромашин в этом бою вёл огонь из автомата, потом бросал гранаты, отстреливался из пистолета. Уже потом, когда всё стихло, зайдя в здание управления, "вымпеловцы" стали искать Ромашина, но ни в Грозном, ни в госпитале Ханкалы его найти не удалось.
Вскоре Сергея Ромашина опознал его отец. Он, чтобы не попасть в руки боевиков, использовал последний патрон именно по его печальному предназначению. Позднее Ромашин был удостоен звания Героя России посмертно.