Мария Шарапова инвестирует в компанию, предлагающую услуги по заморозке яйцеклеток, а в тиктоке женщины рассказывают про вечеринки по случаю криоконсервации яйцеклеток, и всё больше звезд выбирают отложенное материнство. Кажется, что заморозить яйцеклетки теперь так же просто, как уколоться ботоксом в обеденный перерыв. Елизавета Константинова специально для Spletnik выяснила, как устроена эта индустрия в России и есть ли у неё подводные камни (спойлер — да).
"Я устраиваю такую вечеринку каждый год, ведь мне действительно есть что праздновать, пусть даже кому-то повод покажется странным", — объясняет блогер Лорен Мартинес. На праздничном столе — исключительно блюда из яиц: deviled eggs, сэндвичи с яичным салатом и так далее. В финале праздника Лорен торжественно выносит торт, украшенный глазуньей из крема и мастики. Всё дело в том, что повод для веселья — заморозка яйцеклеток. И Лорен в этом не одинока: как рапортует The New York Times, egg showers — по аналогии с baby showers — стремительно набирают обороты. "В своей жизни я была на десятках вечеринок в честь беременности подруг. Да, мой путь к материнству более сложный, но разве он не заслуживает празднования?" — сказала в интервью актриса и писательница Келли Стюарт, заморозившая яйцеклетки после расставания с бойфрендом.
По хештегу с названием праздника сотни женщин делятся своим опытом заморозки яйцеклеток. Так, блогер с ником thefoodmedic рассказывает, что чувствует давление от общества в связи с возрастом, поэтому решила пойти на эту процедуру.
"Нам постоянно напоминают, что "часики тикают", и, хотя мне нравятся дети, я пока не готова сама становиться мамой. У меня есть карьерные цели, путешествия, и я хочу выстроить отношения с партнёром. Поэтому я решила заморозить яйцеклетки и делиться всем процессом с вами", — говорит она в видео.
Заморозка яйцеклеток действительно перестала проходить под грифом "совершенно секретно", всё больше блогеров и селебрити открыто рассказывают о своем опыте. "Это лучший подарок, который вы можете себе сделать, — уверена Приянка Чопра. — Я заморозила яйцеклетки в 30 с небольшим, чтобы стать мамой позже, потому что хотела добиться определённых успехов в карьере и встретить своего мужчину". В начале 2022 года, когда актрисе было 40 лет, она и её супруг, музыкант Ник Джонас, впервые стали родителями: в одном из американских госпиталей появилась на свет их дочь, которую родила суррогатная мать.
Рита Ора прошла процедуру заморозки яйцеклеток дважды — в 24 года и в 27 лет, чтобы "не чувствовать, как время уходит сквозь пальцы". И резонно добавила, как несправедливо, что мужчинам вообще об этом не нужно задумываться.
Теннисистка Мария Шарапова пошла ещё дальше и решила инвестировать в американский стартап CoFertility. У проекта интересная бизнес-модель: девушки, желающие заморозить яйцеклетки, могут сделать это бесплатно, если согласятся отдать на донорство половину своего биоматериала. "Общество давит на нас, призывая рожать как можно раньше, но многие женщины к этому не готовы, — рассказала Vogue пятикратная победительница турниров Большого шлема. — Мы хотим строить карьеру, встретить своего мужчину. Заморозка яйцеклеток позволяет остановить биологические часы и вернуться к вопросу материнства в подходящее время". Российская теннисистка впервые стала матерью в 35 лет. Она родила сына Теодора от своего возлюбленного, британского миллиардера Александра Гилкса.
Коллега Шараповой по корту, 31-летняя теннисистка Слоан Стивенс, еще два года назад заморозила свои яйцеклетки с помощью компании по уходу за фертильностью Kindbody и продолжила строить карьеру.
Стивенс активно борется за то, чтобы Женская теннисная ассоциация (WTA) предоставляла более выгодный отпуск по беременности и родам и включила заморозку яйцеклеток и ЭКО в защищённый рейтинговый список, чтобы после процедуры можно было вернуться на турниры без препятствий.
Зачем вообще замораживать яйцеклетки? Проблема в том, что эволюция довольно бессердечна, и у женских репродуктивных возможностей есть срок годности. По данным Американской ассоциации гинекологов, способность к зачатию начинает снижаться уже после 30 лет, а к 45 годам самостоятельная беременность практически невозможна. Для сравнения, у 30-летней девушки 30% шансов забеременеть в течение цикла, а в 40 лет этот показатель снижается до 5—7%.
"Ещё в утробе у каждой девочки формируется овариальный резерв — запас яйцеклеток на всю жизнь. Они постепенно расходуются: некоторые выходят из яичников во время овуляции, другие погибают, как и все клетки в организме. Свой овариальный резерв никак нельзя расширить или замедлить его уменьшение", — объясняет Елена Младова, репродуктолог и главный врач клиники Remedi. С возрастом, к сожалению, снижается не только количество, но и качество яйцеклеток: в них копятся генетические "поломки", что тоже затрудняет зачатие. Одним словом, призывы рожать до 30 всё-таки имеют некоторую биологическую основу.
Но, конечно, для материнства нужны более веские причины, чем "у меня кончается запас яйцеклеток". Как сказала Сиенна Миллер в интервью Vogue TV, ребёнка хочется заводить, когда у тебя на него действительно есть ресурсы и время. Заморозка фактически помогает остановить время: сохранить собственные молодые и здоровые яйцеклетки, а потом использовать их для зачатия хоть в 50 лет. По слухам, именно так поступили Наоми Кэмпбелл и Кэмерон Диас.
Неформальное название процедуры — social freezing, буквально — "социальная заморозка". К ней чаще всего прибегают девушки от 36 лет с высшим образованием и без партнёра. С момента пандемии популярность social freezing взлетела на 39%: рожать в условиях полной мировой неопределённости никто не спешит, но всё же хочется застолбить себе возможность стать мамой в будущем. Многие корпорации даже оплачивают своим сотрудницам заморозку яйцеклеток — такая практика, например, есть в Google.
Заморозка яйцеклеток (научное название — криоконсервация ооцитов) — не такая простая процедура, как заморозка спермы: гендерное неравенство царит и тут. Как объясняет Елена Младова, сначала пациентке назначают препараты для стимуляции яичников, потом с помощью пункции извлекают яйцеклетки и подвергают их сверхбыстрой шоковой заморозке — витрификации при температуре до -196 градусов. После неё клетки могут храниться сколь угодно долго. Есть данные о детях, рождённых из яйцеклеток 15-летней "выдержки"!
Конечно, за последние годы усовершенствовались и препараты, и сама процедура: побочных эффектов у неё практически не бывает. Но всё равно некоторым девушкам бывает психологически сложно делать себе инъекции в живот, а затем ждать, пока врач тонкой длинной иглой заберёт клетки из яичников. Современная практика — делать это под седацией, в медикаментозном сне, чтобы не пугать пациентку. Кристен Стюарт рассказала в подкасте Not Skinny But Not Fat, что заморозка яйцеклеток стала для неё "довольно мерзким мероприятием". Кортни Кардашьян поделилась, что плакала от волнения, когда делала себе уколы, и заработала много синяков.
Наука сильно продвинулась, но не настолько, чтобы делать детей без участия мужчин. Поэтому для зачатия замороженную яйцеклетку необходимо разморозить, оплодотворить спермой партнёра (или донора), а затем получившийся эмбрион перенести в матку. Собственно, так и выглядит процедура ЭКО.
Главная проблема заморозки яйцеклеток — это её цена. В США она достигает 20 тысяч долларов (с последующим хранением), в Израиле — 8 500 долларов, в Канаде — 10 тысяч канадских долларов. Именно поэтому набирает обороты "овариальный туризм" — девушки едут в другие страны, чтобы не только повеселиться и осмотреть достопримечательности, но и заодно заморозить яйцеклетки. Популярные направления — Испания (там процедура обойдётся примерно в 3 500 евро), Мексика и, как ни странно, Россия. По крайней мере, у русскоязычных эмигранток. Ведь криоконсервация яйцеклеток в хорошей московской клинике стоит до 250 тысяч рублей.
Стимуляция овуляции — для этого в течение 10 дней женщине делают инъекции гормонов — стоит порядка 130 тысяч рублей. Пункция, или забор яйцеклеток — ещё 15 тысяч рублей. Криоконсервация (витрификация) ооцитов (10 и более) — около 48 тысяч рублей. Хранение криоконсервированного биоматериала в течение года — 17 тысяч рублей, а в течение пяти лет — около 76 тысяч рублей.
В рамках поддержки материнства москвичкам стали предлагать бесплатно сдать кровь на АМГ (антимюллеров гормон), который применяется для оценки фертильности.
"Если уровень запаса яйцеклеток будет снижен, то женщину пригласят в Центр женского здоровья или женскую консультацию и предложат полный комплекс необходимых мероприятий, чтобы она стала мамой здорового ребёнка. Например, бесплатно сохранить яйцеклетки в специализированном биобанке с помощью заморозки — криоконсервации, и в будущем женщина сможет использовать их, чтобы забеременеть", — сказали в Департаменте здравоохранения.
Часто, увы, бывает так, что замораживать буквально нечего: яйцеклетки не удаётся получить либо они недостаточно хорошего качества. Причины могут быть разными — возраст, некоторые заболевания или приём лекарств. В таком случае на помощь приходят донорские яйцеклетки — проще говоря, биоматериал другой женщины.
Для бесплодных пар это настоящее спасение, а для доноров — неплохой способ заработка, ведь за одну пункцию им платят от 60 до 100 тысяч рублей. По рекомендации Минздрава, сдавать яйцеклетки можно до шести-восьми раз в жизни, но на практике число циклов официально не ограничено.
Конечно, сдать свои яйцеклетки может не каждая девушка. "Донором ооцитов может стать молодая здоровая женщина от 18 до 35 лет без психических заболеваний, лишнего веса, некурящая, — объясняет Виктория Таболова, репродуктолог клиники "К+31 Петровские Ворота. — После первичного приёма врача и оценки овариального резерва донора обследуют за счёт клиники согласно приказу Минздрава РФ, а потом назначают стимуляцию функции яичников для забора яйцеклеток". Полученные яйцеклетки, как правило, замораживают, а потом оплодотворяют и переносят полученный эмбрион будущей маме.
Для донора яйцеклеток процедура тоже может быть довольно стрессовой. Например, на тематическом форуме своим опытом поделилась девушка, которая проходила через это два раза: нужно было срочно заработать на учёбу. Она рассказывает, что гормонотерапия была похожа на беременность: скачки настроения, слёзы, раздутый живот, набор веса. Кроме того, каждые два-три дня приходилось ездить на УЗИ. Забор яйцеклеток оказался безболезненным, но довольно страшным психологически, а к вечеру разболелся живот. Спустя два года после процедуры у девушки всё равно иногда болят яичники. Заработать таким образом в третий раз она отказалась, хотя клиника это активно предлагала: клетки были очень хорошего качества.
"Овариальное" законодательство различается в зависимости от региона: в Германии, Италии, Швеции донорство яйцеклеток и эмбрионов запрещено. Кипр и Эстония — единственные европейские страны, где нет никаких правил по этому поводу. В некоторых странах допустимо только слепое донорство, когда родители не знают, биоматериал какой женщины используют для ЭКО. Бывают курьёзные случаи: Елена Младова вспоминает пациентов, у которых таким образом родился маленький афроамериканец. В России правила максимально свободные: пара может выбрать донора по каталогу, где указаны рост, вес, цвет волос и глаз, образование, размер ноги, даже аудиозапись голоса. Правда, личность донора всё равно остается анонимной — так безопаснее.
Виктория Таболова добавляет, что некоторые пары находят донора самостоятельно — по интернету или среди знакомых. "Донором может быть и близкая родственница, это не противоречит закону, но я стараюсь отговаривать пациентов от такого решения. Мы не знаем, какая реакция будет у этой женщины впоследствии, когда она увидит своего биологического ребёнка".
Пациенткам тоже бывает сложно решиться на донорские яйцеклетки, ведь фактически нужно вынашивать генетически чужого малыша. "Но все сомнения обычно улетучиваются, когда будущая мама начинает чувствовать шевеления, а уж тем более после родов, когда она берёт ребёнка на руки, — рассказывает Елена Младова. — Назад детей еще никто не приносил!".
Журналисты Refinery29 поговорили с тремя женщинами, которые пожертвовали свои яйцеклетки. Публикуем две из этих историй.
Эми, анонимный донор, пожертвовала яйцеклетки в 22 года и заработала восемь тысяч долларов:
"Когда я решила стать донором яйцеклеток, я собиралась окончить колледж. Я хотела съехать от родителей, но у меня не было работы и не было достаточно накоплений. Я знала, что за донорство яйцеклеток платят много денег, поэтому я заполнила онлайн-заявку. Процесс одобрения занял пару месяцев. Были анкетирование, генетическое сканирование и много анализов крови.
Мне подобрали пару примерно через неделю после одобрения. Лично я с ними так и не увиделась. Они не знают моего имени, и у них даже нет моей фотографии. Мне понравилось то, что этот человек никогда не сможет меня найти. Я начала принимать противозачаточные, чтобы синхронизировать свой цикл с парой, а затем мне пришлось делать себе гормональные уколы каждый день в течение примерно двух недель.
Пока ты принимаешь гормоны, нельзя принимать какие-либо лекарства и заниматься сексом. В итоге мне заплатили восемь тысяч долларов. Моя сестра тоже сдала свои яйцеклетки, после того как я рассказала ей об этом. Она обратилась в другое агентство, и ей заплатили 10 тысяч долларов. Большая часть заработанных мной денег ушла на аренду и повседневные нужды.
Сама я пока не готова становиться мамой, но чувствую себя немного странно, когда думаю о том, что где-то живёт ребенок с моими генами".
Донорство яйцеклеток становится более видимым благодаря звёздам, которые забеременели таким образом и открыто поделились своим опытом. Например, комедийная актриса Мария Костас рассказала, что прошла 15 циклов ЭКО, прежде чем решиться на чужие клетки, и очень жалеет, что не сделала этого раньше. Мэрайя Кэри родила своих двойняшек с использованием донорских ооцитов. Кэри открыто говорила об этой истории, добавив, что это было непросто как для неё, так и для её мужа, Ника Кэннона. И дело тут не только в сложности принятия такого решения. Чтобы забеременеть даже при помощи донорской яйцеклетки, звезде пришлось пройти курс сложного лечения и гормональной терапии.
Дженни, анонимный донор, пожертвовала яйцеклетки в 25 лет и заработала восемь тысяч долларов:
"Мне было 25, когда я пожертвовала свои яйцеклетки. Я увидела рекламу криобанка в соцсети, подала заявку частично из любопытства, частично из-за того, что хотела подзаработать. Меня не особо привлекало материнство, и я подумала, что это будет хорошим способом "задействовать механизм". Знание того, что донорство яйцеклеток помогает многим людям, которые не могут иметь детей, тоже было в глубине моего сознания.
Врачи попросили меня написать полную историю болезней моей семьи, также я прошла диспансеризацию и психологическое тестирование. Мне нужно было написать эссе — это было похоже на проект шестого класса, чего я не ожидала. Сначала я не прошла медицинский осмотр, потому что у меня нашли функциональную кисту на яичнике. Только спустя время, когда врачи убедились, что на УЗИ ничего нет, началась стимуляция. Процесс извлечения яйцеклетки назначили на следующий день после моего дня рождения. В итоге извлекли аж 19 яйцеклеток. Мне заплатили восемь тысяч долларов, но после оплаты всех налогов, поездок на такси, чтобы попадать на приёмы, я поняла, что это не такая уж и большая сумма".
Известный американский инвестор Барбара Коркоран взяла клетки у своей сестры. Телеведущая Соня Крюгер забеременела в 48 лет с помощью яйцеклеток близкой подруги и откровенно высказалась по этому поводу: "Генетика — это не что-то материальное. ДНК не имеет ничего общего с материнской любовью". И кажется, это действительно так.
*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией