Антиквариат, как известно, является «невознобляемым ресурсом», поступление которого сложно спрогнозировать. Хорошие вещи на десятилетия могут оседать в коллекциях — вытащить их оттуда, даже соблазняя владельца мега барышами, зачастую нереально. С другой стороны, аукционные дома не могут проводить торги «по мере поступления товара» — для поддержки клиентской базы нужна строгая периодичность. Потому и говорят -- «дилера ноги кормят».
Но что делать, когда запрос касается вещей из разряда cream of the cream? К примеру, у вас есть миллиардер-сумасброд, готовый выложить кучу денег за картину Рембрандта (возможно, это единственный художник, имя которого он знает). Но найти Рембрандта, даже за баснословную сумму, на рынке практически невозможно. Прошлым летом Christie’s продал, как утверждается, последнюю пару портретов авторства мастера, находившихся в частном владении (почти за 14,5 млн долларов в долларовом эквиваленте), а вызвать художника с того света мировая наука пока не в состоянии.
В этой непростой ситуации на помощь приходит… Кто? Конечно же, «волшебные чердаки», на которых можно, загадав желание, отыскать все, что угодно. Например Рембрандта, даже если чердак находится за океаном, в штате Мэн, который появился на карте только через 150 лет после смерти великого голландца. Правда, «найденный на чердаке» владельцами дома в городе Камдене портрет все-таки не осмелились напрямую приписать Рембрандту — было заявлено, что он написан «в стиле Рембрандта» примерно в 1630-е гг. Тем не менее, этого оказалось достаточно, чтобы во время торгов в небольшом аукционном доме Thomaston Place Auction Galleries при эстимейте в 10-15 тысяч долларов неизвестный покупатель из Великобритании приобрел его за 1,4 млн долларов.
Портрет «превосходно сохранился», пусть и пылился на чердаке лет 30-40. Сзади обнаружился приклеенный в 1970 году ярлычок с атрибуцией картины (Рембрандт) и информацией о том, что ее предоставляли для некоей выставки Художественного музея в Филадельфии. Правда, сам музей благоразумно решил дистанцироваться от процесса «вхождения картины в рынок», сообщив, что ярлычок не может служить доказательством ее подлинности. Заметим, что картина была «вброшена» на рынок не ведущим аукционным домом, для которого такая затея могла бы оказаться весьма рискованной и привлекла бы внимание экспертов и медиа, а через небольшую компанию.
Всего за портрет соревновалось 11 участников, на уровне 900 тысяч долларов осталось всего трое. Шаг составлял 25 тысяч долларов. Напомним, что самой дорогой картиной Рембрандта, проданной на аукционе, остается портрет Мартена Лутена (1632), проданный в 2015 году за 33,8 млн долларов.
Игорь Сирин
Фото: Thomaston Place Auction Galleries