Нину Гребешкову зрители запомнили, прежде всего, по роли жены Семена Семеныча Горбункова в «Бриллиантовой руке», а также по другим небольшим, хотя и запоминающимся, ролям. Однако сама актриса всегда считала, что главное для нее — это роль жены Гайдая, и не гналась за славой.
Звучная фамилияНина Гребешкова отнесла документы во ВГИК просто за компанию с подругой. И на экзамены пошла, что называется, «для хохмы». И неожиданно обошла 2000 других абитуриентов, в числе которых были Юрий Никулин и Юрий Яковлев! Их не приняли — а ее приняли. Пришлось учиться.
Буквально с первого курса Нину стали приглашать на съемки. Эпизод в картине «Смелые люди» сделал 20-летнюю дебютантку узнаваемой. Затем последовали работы в других фильмах, и, когда Леонид Гайдай предложил Нине руку и сердце, она уже была довольно заметной актрисой, в то время как он считался начинающим молодым режиссером. По этой причине Нина оставила свою фамилию, на тот момент она уже звучала. Муж немного расстроился, но спорить не стал.
Любовь и карьераПостепенно Гайдай становился все более востребованным режиссером, коллеги завидовали Нине: ведь обычно муж-режиссер — залог постоянной востребованности для жены-актрисы. Но все было наоборот. Гайдай не спешил делать из жены звезду. Наоборот, будто нарочно, если и предлагал роли в своих фильмах — то совсем крошечные.
Например, роль второго врача психиатрической клиники в «Кавказской пленнице». Ради того, чтобы поехать с мужем на съемки и готовить ему диетическую пищу (Гайдай страдал язвой желудка), Гребешкова отказалась от предложения сниматься у другого режиссера. Пристыженный друзьями Гайдай, чтобы как-то отблагодарить Нину, ввел в сценарий маленькую роль для нее.
Она полностью посвятила себя мужу, обеспечивая ему идеальные условия для работы, и нисколько не страдала от отсутствия профессиональной карьеры. Когда Гайдай предлагал ей роли в своих картинах, Нина часто отказывалась: переживала — могут подумать, что муж снял ее «по блату»! И ему даже приходилось порой уговаривать ее.
Если же Гребешкова соглашалась, то подходила к работе очень ответственно и профессионально, вживалась в роль, примеряла на себя судьбу своей героини — даже ради пятиминутного эпизода.
Образ жены Горбункова в «Бриллиантовой руке» сначала вызвал у актрисы отторжение: какая-то она была пресная, чересчур правильная, просто ходячая мораль. Тогда Нина придумала для своей героини особые черточки, добавила жизни, человечности, и супруга главного героя получилась гораздо обаятельнее, чем в первоначальном сценарии.
После выхода фильма многие зрительницы писали восторженные письма: именно так должна вести себя настоящая женщина, преданная жена! Некоторые даже решили, что она и в жизни — супруга Юрия Никулина: такой убедительный у них получился дуэт.
Из жизни – в киноНередко Гайдай вставлял в свои картины интересные эпизоды из реальной жизни — своей и Нины Гребешковой. Например, как рассказывала Нина Павловна, Шурик из «Операции «Ы» - это был абсолютно Леонид Иович, режиссер полностью описал себя самого, и ухаживал он в юности за Ниной точно так же — провожал ее, что-то рассказывал, нелепо размахивая руками, читал стихи...
Даже «Хорошая девочка Лида» Ярослава Смелякова действительно было любимым стихотворением Гайдая, он даже на вступительных экзаменах во ВГИК читал именно его. Так что Шурик из знаменитого фильма — с книжкой, в очках, застенчивый и интеллигентный, — это точный портрет Гайдая.
Известную фразу «Наши люди в булочную на такси не ездят!» произнесла Татьяна Пельтцер, когда Гребешкова довезла ее на машине до булочной. Хорошенькая Зиночка в картине «Иван Васильевич меняет профессию» задумчиво говорит, прищурившись: «Так и тянет устроить скандал!», — эту фразу однажды в сердцах бросила Гребешкова во время какого-то спора с мужем. И таких моментов было множество.
Интеллигентные людиЛеонида Гайдая и Нину Гребешкову не коснулись грязные сплетни и слухи. С одной стороны, их жизнь была прозрачной, у всех на виду. Но они берегли ее, и даже не все знают, что у них выросла дочь Оксана, ставшая экономистом.
Перед смертью Леонид Иович со вздохом произнес: «Нина, я очень виноват перед тобой», и Нина Павловна в страхе приготовилась выслушать что-то кошмарное, вроде признания в измене. А Гайдай повинился перед женой в том, что мало ее снимал и не позволил реализоваться как актрисе.
Нина Гребешкова не обижается на мужа и за то, что из-за него осталась без званий, хотя снялась в десятках картин и, безусловно, заслужила признание. А все потому, что Гайдай был председателем комиссии, утверждающей список актеров, представленных на звание заслуженных, и просто вычеркнул Гребешкову из этого списка.
На вопрос жены — почему? — объяснил: все же знают, что ты моя жена, может получиться неудобно. Скромный и честный во всем — таким он был, такого и полюбила когда-то Нина Гребешкова, с таким и прожила сорок лет. И до сих пор считает, что муж не умер в ноябре 1993 года, а просто куда-то вышел на время.