Третий день россияне скорбят по детям, сгоревшим заживо в кемеровской «Зимней вишне». Страшная трагедия унесла десятки жизней, но никто не знает, сколько на самом деле? Около шестидесяти, как отчитываются правоохранительные органы и за ними – СМИ, или все же около трех сотен, как говорят в социальных сетях?
Журналисты проводят фактчекинг, пытаясь выяснить, сколько билетов было продано на «Шерлока Гномса» (этот кинозал оказался закрыт, и все дети, которые смотрели мультфильм, погибли в дыму). Пользователи соцсетей репостят видео, на котором некий мужчина в What’s app рассказывает, что СМИ нагло врут, и на самом деле в пожаре умерли несколько сотен человек. И такое ощущение, что скорбящие россияне склоняются ко второму варианту – с огромным количеством жертв.
СМИ лгут, власть лжёт, что же делается, как же так? «Нас хотят обмануть, замалчивая масштабы трагедии», – пишут в соцсетях. Так ли всё на самом деле?
Давайте перестанем считать. Если бы в «Зимней вишне» из-за проблем с пожарной безопасностью, которые стали следствием коррупции, «халатности и разгильдяйства», погиб один ребёнок – в стране должен был быть объявлен траур. Подумайте, сколько по стране таких торговых центров, переделанных из старых фабрик или построенных на скорую руку? Бывшие сотрудники пожарного надзора и подрядчики в один голос твердят: без нарушений и взяток не обходится ни одна мало-мальски крупная стройка. Многие горе-строители сидят в думах и мэриях, выбивая выгодные участки под строительство очередного «ящика Пандоры», который принесёт им поток денег в карманы. Они привыкли решать через откаты. Они не думают о том, что их безалаберность и жажда наживы может обойтись в огромную цену человеческих жизней. Но ведь если это случится – будет уже поздно.
Почему, собственно, это должно случиться? Может, только в «Зимней вишне» были проблемы с вентиляционной системой? Может, только там работал равнодушный персонал? Может, только в Кемерове детские развлекательные центры располагаются на верхних этажах молов? Нет. Это повсеместная практика: на верхних этажах стоимость аренды дешевле, а кино и детские забавы не приносят столько денег, сколько приносят какой-нибудь H&M или Рив Гош.
Так сколько на самом деле жертв было в Кемерово? Много, очень много. Кемерово – это не просто город в Кузбассе. Это вся Россия. Это наша боль. Это наш стыд. Это неоплатная наша вина.