Купаться запрещено или...? Что ждёт отдыхающих на Чёрном море
Пока центральная часть России изнывает от жары, юг страны проходит испытание водой. Чем вызваны такие погодные аномалии? Понимают ли люди, какую заразу можно подхватить в грязном море и на не менее грязных пляжах?
Программы Царьграда
Ситуация очень серьёзная. Происходящее в регионе ведущая Елена Афонина обсудила в студии "Первого русского" с инфекционистом, научным сотрудником ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН Арменом Шакаряном, ведущим специалистом погодного центра "Фобос" Михаилом Леусом и другими экспертами.
Сначала "большая вода" пришла в Крым: из-за мощных ливней на полуострове реки выходили из берегов, оно и понятно – всего за несколько часов здесь выпала двухмесячная норма осадков. Следом стихия захватила Черноморское побережье. На курортах смыло пляжи, бурлящая вода накрывала улицы, проникала в дома и отели, с дорог уносило автомобили. Не обошлось и без человеческих жертв.
В шести районах Краснодарского края пришлось вводить режим ЧС. Обильные дожди и подъём уровня рек привели к сходу селя и затоплению целых районов, почти 800 домов оказались подтопленными. Спасатели эвакуировали более сотни человек, в том числе снимая их с крыш домов, на которых местные жители спасались от бедствия.
Потоками воды сносило мосты, люди спасались на крышах домов
Ситуация на курортах меняется по нескольку раз в день, погода очень неустойчивая. На связь со студией "Первого русского" вышла руководитель корпункта телеканала Царьград в Краснодарском крае и Адыгее Наталья Корниенко.
Елена Афонина: Как сейчас обстоят дела на курортах Краснодарского края? Режим чрезвычайной ситуации уже отменён?
Наталья Корниенко: Нет, режим чрезвычайной ситуации продолжает действовать в шести городах и районах края. В том числе в Сочи, Геленджике, Горячем Ключе, а также в Туапсинском, Северском и Славянском районах.
– В чём заключается режим ЧС, какие рекомендации были даны людям, которые находятся сейчас в этой зоне?
Н.К.: Сейчас люди ждут, а кто-то уже дождался прихода представителей так называемых мониторинговых групп, которые должны составить списки и описать ущерб. Потому что чем быстрее будет составлен список, тем быстрее можно будет описать и как-то оценить ущерб. Эти сведения потом будут переданы в министерство финансов, после чего люди смогут получить компенсацию.
– У многих пропали огороды, цветники, урожай. В соцсетях люди выкладывали видео, где они стоят по пояс в воде в собственных домах. То есть масштаб бедствия весьма серьёзный, и это большие деньги. Другой вопрос, а впервые ли это происходит? Готовы ли были люди к такому развитию событий?
Н.К.: Для Краснодарского края тропические дожди не редкость. Почти каждое лето случаются какие-то локальные подтопления. Тот же Сочи пару лет назад целые сутки был полностью отрезан от мира, после того, как потоком воды снесло мосты, связывающие город с большой землёй.
Как правило, стихии принимают на себя населённые пункты, расположенные вдоль Черноморского побережья – Сочи, Туапсе. Но в этом году стихия затронула больше территорий. Как уже говорилось, за 12 часов выпала двухмесячная норма осадков. А зима в этом году в регионе была очень дождливая и снежная. Горные реки и без того были переполнены водой, а тут ещё такой мощный ливень. Неудивительно, что они вышли из берегов.
– Как люди помогали друг другу? Если людям после такого наводнения стало негде жить, как их обеспечивают самым элементарным – едой, водой и местом, где они могли бы отдохнуть?
Н.К.: При первых ударах стихии стали разворачивать места для временного пребывания пострадавших от наводнения. Но сами люди не хотели покидать свои дома, и стоило только воде сойти, как они сразу бросились убирать мусор. За минувшую ночь только в двух районах Сочи вывезли 700 тонн наносного мусора. Всё это принесла с собой вода.
Кроме того, люди опасались мародёрства. Чтобы пресекать подобные правонарушения, ГУВД Краснодарского края направило в пострадавшие районы группы дополнительного патрулирования.
Природные аномалии, климатическое оружие или всё – в рамках научных теорий?
– А теперь вопросы к нашим гостям в студии. Михаил, раз уж мы заговорили о странностях погоды этим летом, вы могли бы нам объяснить подобные аномалии? Ждать ли нам повторения таких историй?
Михаил Леус: Как уже было отмечено, это регион, для которого в летнее время характерны такие сильные ливни с грозами, со шквалистым ветром и градом. Так что ситуация может ещё повториться. Что касается смерчей, то на этом побережье они случаются довольно редко.
Сегодняшний уровень метеопрогнозирования, к сожалению, не даёт нам возможности заглядывать далеко вперёд. Поэтому сложно говорить о том, повторится или нет такая ситуация в длительном периоде. Более-менее точный прогноз мы можем дать за сутки, максимум – за двое до подобного явления. И, кстати, на сайте "Фобоса" мы прогнозировали критическую ситуацию, которая случилась чуть более двух недель назад.
Но всё-таки дальнейшие прогнозы на лето более обнадёживающие. Мы полагаем, что будет тепло и подобных катаклизмов больше не случится.
– Недавно чуть не смыло Москву. Потоп в Крыму случился в этом году уже несколько раз. Мы теперь должны привыкать к подобным аномалиям? Нас постоянно будут сопровождать тропические ливни? Что-то так поменялось в атмосфере, что всё это станет привычной частью жизни?
М.Л.: Это одно из проявлений глобального потепления, если говорить очень обобщённо. А с точки зрения науки происходит следующее: температура нашей планеты постоянно растёт, и с этим, кажется, уже никто и не спорит.
Интересный факт: температура воздуха в экваториальных районах растёт медленнее, чем в арктической зоне. Таким образом уменьшается температурный контраст между экватором и полюсом. На этом фоне и был сформирован привычный нам западно-восточный перелом воздушных масс.
Обычно циклон появлялся где-то в Атлантике, проходил через Европу, через центральную часть Европейской России и дальше уходил на Урал либо прекращал своё существование. Сейчас, когда этот контраст стал меньше, ослабевает и западно-восточный перенос. И теперь мы всё чаще наблюдаем, что воздушные массы идут не с запада на восток, а с севера на юг либо с юга на север.
И в такой ситуации очень часто возникают так называемые блокирующие антициклоны – обширная зона повышенного атмосферного давления, которая господствует над средней полосой России и простирается до Южного Урала. Подобные антициклоны были и в середине июня, наблюдаем мы их и сейчас.
Циклон, зарождающийся над тёплыми водами Чёрного моря, – явление для середины июня и начала июля довольно частое. Развившись до определённой силы, он изливается мощными дождями с грозами, а затем довольно быстро уходит на восток, повинуясь западно-восточному переносу.
В нынешней ситуации у циклона не хватило сил, чтобы преодолеть сопротивление обширного антициклона, и он вылил всю накопленную влагу там же, где образовался. И мы с вами получаем очень сильные дожди.
Улицы Ялты. Фото: yalta.rk.gov.ru
В последние дни в этом регионе норма осадков в ряде населённых пунктов была превышена в два раза. Но две недели назад мы наблюдали и суточное выпадение осадков в количестве трёх и более месячных норм. Это к вопросу о южных регионах.
Если говорить о средней полосе, о центральных районах, о Москве, то здесь ситуация немного другая, но процессы тоже вполне понятные. Длительный период жаркой погоды всегда сменяется прохождением холодного атмосферного фронта, для которого характерны те же самые явления, но только более кратковременные.
И здесь всё зависит от времени прохода этого холодного фронта. Если это происходит днём, в максимальный прогрев, то мы видим затопление. А если вечером, ночью или утром, то явление менее значительное.
– С научной точки зрения вы всё очень понятно объяснили. И даже те, кто не понимает, как движутся эти воздушные массы, по-моему, все осознали процесс. Но есть некая конспирологическая версия: заговорили о том, что против Крыма и в целом юга России используют климатическое оружие. Как вы можете это прокомментировать?
М.Л.: Сегодня максимум что мы умеем – либо попытаться рассеять туман в пределах очень ограниченной территории, либо попытаться сделать хорошую погоду, чтобы на какой-то праздник прекратились дожди. Да и это удаётся не всегда.
Вихри, которые ходят в атмосфере нашей планеты, имеют огромную энергию. Даже небольшой циклон по своей мощи сопоставим с десятком, а то и больше, атомных бомб, взорванных над Хиросимой. Такой энергией человечество пока управлять не научилось. Так что вы упомянули именно конспирологическую теорию, не более того.
А то, что происходит с погодой, очень чётко укладывается в синоптическую ситуацию, для которой есть чёткое научное объяснение.
Ливни закончились, а проблем меньше не стало
– Тогда следующий вопрос к Армену. Непогода стала серьёзным испытанием. Но ливни закончились, а проблем меньше не стало. К примеру, на территории Туапсинского района из-за штормового предупреждения власти закрыли все пляжи. Режим ЧС продолжает ещё действовать. Но люди по-прежнему стремятся к Чёрному морю.
А если судить по фотографиям, сделанным с воздуха, видна морская гладь и километровая полоса грязи. Это те потоки, которые попали в море после затопления. Как в таких не слишком благоприятных условиях находятся местные жители и отдыхающие?
Да, везде говорят о том, что есть опасность распространения коронавируса. Если кто-то приедет на юг без вакцинации, без ПЦР-теста, то он не сможет заселиться ни в один отель. А с 1 августа и вовсе будут требовать паспорт вакцинации.
Но очевидно, что сейчас опасность уже в другом. Можно не заразиться коронавирусной инфекцией, но подхватить какую-нибудь заразу из грязи, в которой люди купаются.
Армен Шакарян: При чрезвычайной ситуации возникает много серьёзных проблем. Прежде всего во время самого катаклизма люди получают различные травмы. Потом, когда вода начинает сходить, проявляются другие проблемы. Из-за отсутствия питьевой воды и из-за грязи, которую приносят селевые потоки на улицы и в море, повышается риск распространения серьёзных инфекционных заболеваний.
Селевые потоки проходят через русла рек и лесные массивы, в которых живут различные грызуны, а они-то и являются распространителями самых разных болезней. И всё это смывается потоками к населённым пунктам. То есть враг может прийти оттуда, откуда не ждали.
– И туристы приезжают в Сочи, Туапсе или Геленджик, скажем. Идут с ребёнком на пляж – вроде бы и грязно, а ноги намочить в воде хочется, да и по пляжу пройтись тоже. И что в этой ситуации может остаться на руках и ногах, что попадёт в организм?
А.Ш.: Конечно, на юг едут не для того, чтобы сидеть в номере, хочется добраться до моря. И тут главная опасность – кишечная инфекция, болезнь грязных рук, как её называют. В большинстве случаев главные санитарные врачи регионов закрывают зоны подтопления, причём не на день-два, а на недели, а то и месяцы. Ведь помимо селевых потоков, несущих инфекцию, случаются и прорывы канализации.
– Плюс ко всему во время подтоплений гибнут животные. А когда наступает снова жара, их трупы начинают разлагаться, и всё опять попадает в сточные воды. Эта ситуация грозит какими-нибудь серьёзными проблемами для жителей Краснодарского края, Крыма, Кубани?
А.Ш.: Конечно, это очень серьёзная проблема. Но вывоз мусора – это решение одной конкретной задачи. Я уверен в том, что у нас есть организации, которые занимаются подобными последствиями. Но с населением обязательно должна проводиться разъяснительная работа. Что касается купания, я думаю, его запретят официально.
Помимо сточных и канализационных вод серьёзным источником инфекции может стать крупный и мелкий рогатый скот.
Придётся упомянуть и коронавирус. Дело в том, что во время эвакуации происходит скученность людей. Им надо где-то переждать момент, пока они смогут вернуться обратно домой. И вот тут помимо кишечной инфекции возникает угроза распространения респираторной инфекции.
– Мои знакомые с маленькой дочерью лет 5-6 ещё до коронавируса ездили в Индию. Там они не уследили за ребёнком, и девочка просто опустила ручки в воду Ганга. А потом она слегла с холерой. Мы никого не хотим пугать, но на нашем юге до такого дело не дойдёт?
А.Ш.: Не должно, но случиться может всё, что угодно.
Эксперт рассказал, как избежать 90% опасностей
К беседе в студии "Первого русского" по скайпу присоединился эксперт по безопасности и выживанию Михаил Макей.
– Михаил, расскажите, что надо делать, когда поступило предупреждение о чрезвычайной ситуации и возможной эвакуации. Что надо делать человеку в этом случае?
Михаил Макей: Если человек подготовлен к критической ситуации, то 90% опасностей можно избежать. Люди, которые проживают в регионах, где нередко случаются катаклизмы, и те, кто приезжает сюда отдыхать, должны всегда иметь наготове "тревожный чемоданчик" или рюкзак, в котором находятся ксерокопии всех документов, запасные вещи, еда, деньги и средства связи. Конечно, сюда же можно сложить и все ценные вещи.
Как только поступает сигнал к эвакуации, человеку достаточно без суеты взять этот "тревожный чемоданчик" и отправиться туда, куда направит всех МЧС.
– В начале нашей передачи в эфир выходила корреспондент из Краснодарского края. Она рассказывала, что люди в самый разгул стихии отказывались покидать свои дома, опасаясь мародёров. А когда вода поднималась ещё выше, они забирались на крыши, откуда их и эвакуировали МЧС. Это правильное поведение?
М.М.: Правильно подниматься на крышу для того, чтобы быть спасённым. А вот цепляться за дома и вещи – нет. Это всё наживное, а жизнь ценнее всего материального. А самое ценное можно положить в "тревожный чемоданчик".
Хорошо, если у человека, проживающего в таком регионе, есть какое-то плавсредство, хотя бы надувная лодка, в которую можно быстро погрузить необходимые вещи, документы и ценности, чтобы переплыть в безопасное место. А когда вода подходит уже к крыше, поздно думать, что сохранится в доме. Вода хуже любого мародёра.
– Все соцсети облетело видео с места наводнения: женские руки подпирают окно, а вода снаружи уже поднялась выше подоконника. Сколько времени человек сможет сдерживать стихию?
М.М.: Независимо от физической подготовки человека, сдерживать бесполезно. Если вода поднялась до такого уровня, то она едва ли опустится. А если ещё и дождь продолжается, то уровень воды будет подниматься выше. Никаких физических сил не хватит, чтобы удержать воду снаружи.
– А что делать? Открывать окно, бежать? Куда бежать? Кругом вода.
М.М.: Надо иметь чёткий план, надо точно знать, где что лежит. Постараться подняться как можно выше – если есть возможность, то на крышу. И там уже вывесить разноцветные тряпки, чтобы спасатели обратили на вас внимание. Тем более если дома есть инвалиды и животные. А окно держать не надо – представляете, сколько их на первом этаже?
– Дерево может стать спасением для человека?
М.М.: Можно залезть на какое-нибудь размашистое дерево, но надо понимать, что долго вы на нём не усидите – это и неудобно, и непривычно для человека. Уж лучше сидеть на крыше дома, чем на дереве, которое может ещё и селевым потоком сломать.
– К сожалению, статистика печальная: во время разгула стихии погибли восемь человек. Среди них – семья, которая ехала отдыхать на машине на курорт: 13-летняя девочка и её 37-летняя мама не смогли выбраться из автомобиля, который поток воды смыл в канаву. Отец находится в реанимации. Если стихия застала в дороге, стоит оставаться в машине?
М.М.: Это ощущение псевдозащищённости. Пока есть возможность, надо постараться покинуть автомобиль и забраться куда-нибудь повыше. У людей, которые отправляются на море, всё равно какие-то компактные средства спасения на воде бывают – надувные нарукавники, круги, матрасы. Всё это надувается за считаные секунды и поможет остаться на воде.
– Как оценить опасность стихии? Многие думают нередко: ну, волна и волна, ничего страшного, выберусь. Почему такая безалаберность?
М.М.: Возможно, всё дело в нашем менталитете. Ведь каждую зиму у нас МЧС рыбаков со льдин снимает. И ведь предупреждают, что лёд непрочный, может обломиться. Тем не менее люди идут, а потом МЧС их спасает. Надо реально оценивать свои силы. И, если вы видите предупреждение, что пляж закрыт, не стоит лезть купаться, испытывая судьбу.