Итог протестов 31 января: ложь Навального разрушена от столкновения с реальностью
Митинги Навального провалились.
Итоги второго протестного уик-энда в России 31 января 2021 года оказались гораздо скромнее, чем это было неделю назад, и стали откровенным провалом организаторов. По всей стране протест выдохся, так толком и не начавшись: несмотря на усилия агентов иностранного влияния из ФБК, значительная часть которых пыталась руководить «движухой» из-за границы, граждане так и не поверили ни им, ни последнему «расследованию» блогера Алексея Навального. Даже хайповый TikTok не помог.
Крупнейшая акция несогласованного и весьма плохо организованного протеста, прошедшая сегодня в Москве у трех вокзалов, собрала всего около полутора тысяч человек — раз в восемь меньше, чем митинг на Пушкинской площади недельной давности. Да и эти полторы тысячи смахивают на дутую цифру: значительную часть «принимавших участие» в сегодняшней сходке на Комсомольской площади составили случайные прохожие, приехавшие на Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы или уезжающие с них.
При этом спорадические акции протеста в столице сегодня уже попахивали неприкрытой провокацией. В поредевшей толпе были явно видны подстрекатели, которые призывали собравшихся «нажимать» на силы правопорядка. Некоторые участники, впрочем, и сами были не прочь проявить инициативу, выставляя себя «невинными жертвами полицейского произвола» под видеокамеры прессы. Очевидно, что организаторы пытались хоть как-то переиграть проигрышный сценарий прошлой недели, когда толпу всячески «заводили» на открытое противостояние с властью, на прорыв к «Матросской тишине» и к административным зданиям. Но все эти попытки потерпели фиаско — не только благодаря четким действиям полиции, но и из-за крайней малочисленности протестующих.
Точно такая же динамика наблюдалась сегодня и в других городах России. Люди просто не вышли на улицы — ни против пресловутого дворца, ни тем более за Навального. Оказалось, что ни первый, ни второй им совершенно не интересны даже в варианте простого стояния, не говоря уже о нелегальном противостоянии с властями.
Пожалуй, квинтэссенцией нынешних протестов можно считать заявления координаторов штабов Навального в Калининграде и Нижнем Новгороде. Они открытым текстом призвали граждан не участвовать в несогласованных уличных акциях, задав себе и им простой вопрос: «А кто будет отвечать за пострадавших и задержанных?».
Но как же «сто миллионов» просмотров видео Навального? Где все те люди, что якобы смотрели фильм про дворец? Тут все еще печальнее. Как выяснилось в результате расследования издания Mediascope, только 3,4 миллиона россиян досмотрели фильм о дворце в Геленджике до конца. Тогда как остальные, о которых заявляет YouTube, — это либо случайное появление ролика в ленте соцсетей, либо автоматическая рекомендация самого видеохостинга, которую он подсовывал пользователям в режиме автовоспроизведения.
Отсюда еще один важнейший урок нынешних протестов: любую выдуманную виртуальность рано или поздно приходится сшивать с реальностью. И чем больше изначально было лжи и подлога, тем страшнее будет крах такой выдумки при столкновении с правдой жизни. Именно это и произошло с начинанием Навального и его подручных. Они пытались подражать известной революционной максиме «Мир хижинам, война дворцам!», но измазались в собственных же фальшивках.
Война дворцу не задалась с самого начала. Ни тайных документов с подписью заявленного Навальным владельца долгостроя на мысе Идокопас, ни показаний тайных свидетелей с нужными фамилиями, ни хотя бы косвенных доказательств причастности к объекту со стороны указанных в расследовании лиц. Только фотошоп и грозная музычка.
К тому же реальные кадры интерьеров дворца, ставшие достоянием общественности на этой неделе, продемонстрировали лишь пыльную стройплощадку, не имеющую ничего общего с гламурными 3D-рендерами, которыми завлекал свою аудиторию Навальный. Сплошная комната грязи размером с весь дворец — ни тебе чудо-кальянной, ни крепостного театра, слепленных то ли на компьютере в ФРГ, то ли прямиком на голливудской студии.
Выяснилось, что «резонансное расследование», о котором прикормленные оппозиционные СМИ и их западные подпевалы голосили на протяжении последних недель, — полнейшая выдумка от начала и до конца. Слишком уж сильно ржавая арматура, торчащая из голого бетона, не вязалась с золотой лепниной и черногорским двуглавым орлом, о которых вещал иноагент ФБК.
Для самого «берлинского пациента» этот провал выглядит роковым. И дело даже не в оказавшемся фикцией позолоченном ершике. Это насквозь лживое «расследование» обнулило все предыдущие усилия блогера, который годами пестовал свою аудиторию «откровениями» о коррупции. Ведь теперь обоснованные вопросы возникнут и ко всем предыдущим «разоблачениям» Навального. Более того, он подвел под монастырь и целое скопище либеральных и зарубежных СМИ — от «Медузы» и «Проекта» до The Bell и Bellingcat — годами пиаривших вбросы ФБК.
Таким образом, виртуальность Алексея Навального с реальностью так и не «сшилась», не сошлась и даже не пересеклась. Реальный мир пошел своей дорогой, оставив блогера-уголовника на обочине истории.