Назарбаев и турецкий бизнесмен, оралманка Федюшко, атака на казахских беженцев
Назарбаев и богатый турецкий бизнесмен. Что их связывает?
Торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр», спортивный комплекс «Астана Арена», Дворец мира и согласия, несколько больших мечетей, Дворец Независимости, Назарбаев Университет, сфера «Нур Алем» — все эти объекты в казахстанской столице построила компания 48-летнего турецкого бизнесмена Феттаха Таминдже. Кто такой Таминдже, который за два десятилетия стал самым богатым иностранным бизнесменом в Казахстане, подписал многомиллиардные контракты и «напрямую» разговаривает с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым? Как Таминдже возводил «резиденцию для Назарбаева» на побережье Средиземного моря в Турции и почему это вызвало недовольство в Анкаре?
Статью можно почитать по этой ссылке. Видео доступно по этой.
Как оралманка Галина Федюшко стала «Светланой Тихановской» местного масштаба
Поселок Радовка в Акмолинской области, где нет ни одного продуктового магазина, плохо ловит сотовая связь, а питьевую воду дают только на один час в сутки, разделился на две противоборствующие стороны. Главная героиня почти киношных событий в селе — вернувшаяся на историческую родину из Украины медсестра Галина Федюшко, казашка по матери, которая задает «неудобные вопросы» и поднимает проблемы села. В поисках правды Федюшко достучалась даже до администрации президента, но в итоге оказалась виноватой сама.
Выходец из Казахстана в расследовании Навального. Кто он, Болат Закарьянов?
На этой неделе самым популярным видео в российском и казахстанском сегменте YouTube стал фильм-расследование Алексея Навального. Опозиционера задержали и отправили под арест в Москве сразу по прибытии из Германии (где он проходил лечение после отравления на родине), а его команда выпустила картину о «дворце» президента Владимира Путина. Кремль отверг информацию о том, что роскошный объект под Геленджиком на берегу Черного моря имеет отношение к Путину. По версии Навального, среди людей, помогавших скрывать истинного владельца собственности, был Болат Закарьянов — выходец из Казахстана, чиновник из управлении делами президента России. Азаттык узнал, чем известен Закарьянов и его братья. Спойлер: один из братьев работал в окружении Нурсултана Назарбаева.
Интерьеры «дворца» можно увидеть в фотогалерее, о расследовании прочитать здесь.
Нападения на беженцев из Китая Кайшу Акан и Мурагера Алимулы. В один день, в разных уголках страны. Случайность? Они считают, что нет
Бежавшие из Синьцзяна казахи Кайша Акан и Мурагер Алимулы, которые освещали нарушения прав этнических меньшинств в Китае, получили ранения в результате двух нападений, совершённых в один день и приблизительно в одно и то же время в Алматы и в пригороде Нур-Султана. Правозащитники не считают это случайностью. Сами беженцы называют атаки запланированными, а их целью — устрашение.
Статью читайте здесь, видео смотрите здесь.
«Это пытки». Полицейская тактика «кеттлинг»: где применяется и как трактуется?
В день выборов полиция Алматы оцепила мирных демонстрантов и продержала их весь день на морозе без еды, воды, возможности сходить в туалет. Откуда появился этот полицейский метод под названием «кеттлинг»? Используется ли он в других странах? Не является ли эта тактика удержания протестующих пытками? Азаттык объясняет, где возник кеттлинг, как его используют за рубежом и чем он отличается от полицейской тактики, примененной в Казахстане.
«Я вам не враг. Я просто хочу справедливости». Рассказ наблюдателя на выборах
34-летний филолог, специалист по китайскому и немецкому языкам Канат Муратбеков на выборах в парламент и маслихаты, которые прошли в Казахстане 10 января, впервые попробовал себя в роли наблюдателя, представляя организацию «Тәуелсіз бақылаушылар» в Алматы. «Я себе пообещал, что буду на избирательном участке до конца и буду делать всё возможное, чтобы добиться там справедливости, а если не удастся, то мне нужно убедиться, насколько несправедливыми были выборы», — рассказывает Канат Муратбеков. Азаттык записал его историю.
«Имитация реформ» в «обреченной» системе. Димаш Альжанов — о политическом моменте
Транзит власти при существующей в Казахстане политической модели может привести к тому, что страна вновь получит президента «на десятилетия», считает Димаш Альжанов, политолог и участник молодежного движения «Oyan, Qazaqstan». Оно было создано молодыми активистами в 2019 году после отставки Нурсултана Назарбаева с президентского поста, более чем за полтора года активисты провели серию протестных акций. Азаттык поговорил с Димашем Альжановым о прошедших парламентских выборах — первых после ухода Назарбаева из Акорды, — об обещаниях власти проводить реформы и о разрозненности оппозиционных групп.