Что ждет Казахстан, если спрос на уран будет расти, выяснил у экспертов корреспондент Tengrinews.kz.
Председатель ассоциации развития атомной индустрии (AIDA) и эксперт по торговле ураном Алдияр Токтаров считает, что рост спроса на уран создаст вызовы для добывающей отрасли.
"Нужно принимать во внимание фундаментальные и долгосрочные перспективы развития атомной энергетики, увеличения количества строящихся реакторов. Как вы могли слышать, уже 60 стран присоединились к программе по увеличению генерации атомной энергетики. То есть в течение 20 лет стоит ожидать стабильного роста спроса на уран. Кроме того, может возникнуть разрыв по производственным мощностям и возросшему спросу, так как добывающие мощности могут быть не готовы к повышению спроса", - сообщил Токтаров.
Директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов также отметил возможность увеличения спроса на уран. Однако он зафиксировал внимание на том, что Казахстан в лице "Казатомпрома" придерживается стратегии рациональной добычи урана.
"Добыча от плановых показателей Казахстана снизилась в среднем на 15 процентов ввиду ограничения производства серной кислоты. Наращивать Казахстану добычу урана не имеет экономического смысла, поскольку увеличение предложения может подстегнуть снижение цен на него. Более того, пару лет назад "Казатомпромом" был создан специализированный фонд Anu Ene, который должен скупать лишнее предложение по урану для последующей перепродажи заинтересованным участникам", - пояснил Жумагулов.
Жумагулов уточнил, что уран не обеспечивает больших поступлений в бюджет Казахстана в сравнении с нефтью. По его данным, экспортная выручка от урана в 20 раз меньше от нефти. При этом уранодобывающие компании платят более низкие налоги и их маржинальность составляет около 50 процентов. При этом, по его словам, с 2025 года государство намерено увеличить налоги для урановой отрасли.
"Хоть и Казахстан является мировым производителем урана с 40-процентной долей рынка, мы экспортируем концентрат, а не обогащенный уран. Это напрямую влияет на выручку и прибыль для страны. Технологии по обогащению урана нам, к сожалению, никто не даст", - отметил Жумагулов.
Экономист и эксперт по международным отношениям Ануар Бахитханов также согласен с тенденцией увеличения спроса на уран, что влияет на рост его стоимости в мире. Он считает, что рост цен на уран до более 84 долларов за фунт, которое наблюдалось в октябре, связано прежде всего с введением Россией ограничений на поставку ядерного топлива в США, что создало напряжение на рынке. По прогнозам эксперта, цена урана в будущем может достичь уровня выше 100 долларов за фунт, особенно на фоне активного перехода стран к "зеленой" энергетике, где атомная энергетика играет ключевую роль.
"Казахстан, являясь крупнейшим производителем урана, находится в выгодной позиции для заключения новых контрактов по текущим высоким ценам. Однако, здесь важно действовать своевременно, чтобы не упустить момент, если рынок стабилизируется. Наращивание добычи также возможно, учитывая доступные ресурсы, но потребуется учитывать экологические и инвестиционные аспекты. Рост цен на уран может значительно укрепить бюджет Казахстана, увеличив доходы от экспорта. Эти средства могут быть направлены на реализацию крупных госпрограмм и снижение зависимости бюджета от других сырьевых отраслей", - рассказал Бахитханов.
В свою очередь, Алдияр Токтаров подчеркнул, что еще в начале 2024 года цена на уран превышала 100 долларов за фунт, но затем она резко упала и находится в коридоре от 77 до 90 долларов за фунт.
"Важно понимать, что сейчас такой коридор является нормальным движением цены и не стоит воспринимать небольшой рост или падение как нечто значимое. Ралли цены было в 2023 году, когда в начале года цена была порядка 50 долларов за фунт, начиная с марта она росла и к концу года превысила 90 долларов за фунт", - прокомментировал ситуацию Токтаров.
Эксперт отметил, что фундаментальные причины для роста цены на уран есть и цена действительно может вернуться на уровень до 100 долларов за фунт. Но это долгосрочная перспектива, и рост цены может продолжаться от трех до десяти лет.
Токтаров пояснил, что для понимания роли Казахстана на мировом рынке урана нужно понимать, что "Казатомпром" является первичным поставщиком, то есть стабильно обеспечивает мировую атомную энергетику ураном.
"Для этой компании максимизация прибыли не является первичной целью, а разница между стоимостью добычи и продажи является лишь одним, но далеко не единственным фактором. Целевые показатели "Казатомпрома" - это поддерживать объемы добычи, чтобы удовлетворять текущий спрос. Разведка новых месторождений проводится, но в первую очередь они необходимы, чтобы восполнять выбывающие производственные мощности. Казахстан, конечно, сможет заработать, если цены на уран будут расти и это будет способствовать укреплению бюджета республики", - сообщил Токтаров.
При этом рост цен на уран, на взгляд Нурлана Жумагулова, также повысит и конкуренцию на рынке.
"Более высокие цены делают добычу на труднодоступных и сложно извлекаемых месторождениях западных стран коммерчески привлекательной. (...) Власти США уже заявили, что готовы предоставить определенные преференции для американских компаний для наращивания добычи и обогащения урана в стране", - добавил эксперт.
Жумагулов также отметил недавний контракт с Китаем и его сильную заинтересованность в долгосрочных поставках урана.
"Сейчас в Китае строятся и запланированы десятки новых АЭС. Как правило, казахстанский уран в первую очередь закупают страны-партнеры, которые совместно с "Казатомпромом" добывают его в стране. Это Россия, Франция, Канада, Китай и Япония", - рассказал Жумагулов.
Касательно договоренностей с Китаем о поставке урана Алдияр Токтаров добавил, что был заключен не только спотовый контракт (по ценам на рынке на момент продажи), но и долгосрочный.
"Обе компании, с которыми заключили договоры, являются родственными и входят в состав китайской ядерной корпорации, которая, в свою очередь, является одним из мировых лидеров в атомной энергетике. Для Казахстана это давний партнер, поставки которому осуществляются уже не первое десятилетие. Контракт рассчитан на срок выше трех лет. Подобные долгосрочные контракты являются нормальными для всех уранодобывающих компаний", - пояснил Токтаров.
Ануар Бахитханов также позитивно оценил недавний спотовый контракт "Казатомпрома" с китайскими компаниями на поставку топлива на сумму 1,25 триллиона тенге. По его словам, данная договоренность является выгодной для Казахстана, так как укрепляет связи с Китаем, который является одним из ключевых потребителей урана и обеспечивает поступление значительных доходов в ближайшей перспективе.
Вместе с тем Ануар Бахитханов полагает, что взаимные санкции России и США по продаже урана не окажут прямого влияния на его добычу в Казахстане, несмотря на то, что российский "Росатом" является одним из крупнейших добытчиков урана в стране. Однако он считает, что экспортные поставки и логистика могут столкнуться с трудностями, что потребует от Казахстана большей гибкости в поиске новых рынков сбыта и партнеров.
По этой ситуации также высказался Алдияр Токтаров, отметив, что всегда прорабатываются стратегии по нивелированию рисков.
"Наша страна является крупнейшим поставщиком урана в мире, и нас нельзя просто заменить. При рассмотрении любых санкций в отношении этой отрасли будут серьезно думать, прежде чем от этого пострадают казахстанские компании. Что касается "Росатома", который добывает уран в нашей стране, то надо учитывать, что у нас работают все крупнейшие производители урана в мире. На казахстанских месторождениях в рамках совместных проектов уран также добывают компании из Франции, Японии, Китая, которые не находятся под риском санкций", - подчеркнул Токтаров.
"Это мужская работа". Кто и зачем в Казахстане делает "урановые" таблетки.
Ранее мы писали, австралийская компания получила разрешение на разведку урана в Казахстане.
Читайте также: Роботы и люди с острым зрением. Как Казахстан производит ядерные сборки.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp