В коллективе онкологической больницы разразился скандал, из-за которого целое отделение может остаться без врачей и медперсонала, передает корреспондент Tengrinews.kz.
В Костанае конфликт на рабочем месте в хирургическом отделении онкологической больницы не смогли разрешить на уровне медучреждения и управления здравоохранения, и медики решили обратиться в редакцию Tengrinews.kz. Врачи и младший медперсонал рассказали, что регулярно подвергаются буллингу со стороны заведующего отделением.
Якобы врач оскорбляет подчиненных, нецензурно выражается, не дает спокойно работать и создает такую обстановку в коллективе, что многие не выдерживают и увольняются, и это происходит при остром дефиците специалистов-медиков. Причем страдают от завотделением чаще санитарки и медсестры, которые не могут за себя постоять, говорят врачи.
"За любую провинность у него наказание – сокращает посты, и ему без разницы, сколько больных, днем и ночью работаем. Постоянные угрозы в наш адрес, что, если что, он сделает так, что мы нигде не устроимся. Регулярные оскорбления и унижения при коллегах и даже пациентах. Я в медицине проработала больше 22 лет, мне 56 лет, и нигде раньше с таким давлением не сталкивалась. Не успела подойти – крики и оскорбления, если прозвенело два гудка и мы не успели взять телефон, это наказание – два поста или переводят в ночь. Лишает нас дежурств, а все понимают, что мы работаем не только на ставку, тоже хотим хлеб с маслом есть. Голая ставка – это сущие копейки, мы берем подработки, а он нас лишает: хочу - казню, хочу - милую. Проще, видимо, уволить 26 человек, чем убрать одного", - рассказывает медсестра высшей категории Елена Беспалова.
Елена Беспалова слева. Фото Tengrinews.kz
Коллектив отделения считает, что руководитель создает все условия для того, чтобы работать было невыносимо. К примеру, девять врачей сидят в одном кабинете площадью 30 квадратных метров вместе с заведующим, что нарушает нормы.
"Мы одни из первых ввели лапароскопические операции, именно онкогинекологические. При этом хотели пользоваться всеми инструментами, которые предоставлены для хирургического отделения, а приказом заведующего было дано указание их нам не давать. Нам выдают самый худший инструмент, поломанные ножницы, которые не режут, грубо говоря, бросили нас на выживание и смотрели, как это все будет происходить. Но страдают в первую очередь пациенты. На планерках постоянно какой-то ненормативный жаргон и оскорбления в адрес медсестер и нас, врачей", - говорит врач-онкогинеколог Валентина Карева.
Коллега Валентины, с которым она пришла вместе в отделение, не выдержав такого отношения, написал заявление на увольнение.
"Поликлиника – это "ссылка", он отправляет туда работать, если что-то не понравилось, я побил рекорд – полгода. Если он что-то сказал, надо делать незамедлительно, даже если ты занят. За время "ссылки" в поликлинику я шесть месяцев не оперировал. После я решил уволиться, пошел к главному врачу, сказал, что причину не буду называть, он и так знает, мы к нему несколько раз ходили с этой проблемой, мне дали добро. Но пока я отрабатывал месяц, коллеги тоже не выдержали и решили поднять проблему, и я остался, коллектив у нас хороший. Но мы теперь в постоянном напряжении, если он меня за закорючку, которую я забыл поставить в документах, "сослал" в поликлинику, то что будет, если у кого-то в практике из врачей случатся осложнения?!" - рассказывает врач-онкогинеколог Марат Крылдаков.
Марат Крылдаков. Фото Tengrinews.kz
Сотрудники отделения отметили, что не хотели разглашать происходящее, надеясь, что на совете по этике их услышат. По их словам, по итогам заключения этической комисии заведующему отделением дали рекомендации - пересмотреть свой стиль общения, а коллективу в случае повторного нарушения норм этики и трудового договора - фиксировать нарушения или предоставлять свидетелей.
"Если происходит буллинг, то каждый сотрудник имеет право обратиться в органы либо в инспекцию по труду, что действительно нарушены его права. Заведующий работает с 2017 года, и на протяжении 7 лет никто не заявлял о буллинге, а в 2024 году внезапно выявляется, что он оскорбляет людей или заставляет их работать. Он, как заведующий, обязан контролировать работу своих подчиненных, правильно направлять работу. Но если честь и достоинство чьи-то задеты, сотрудник может обратиться в компетентные органы, а мы узнаем это только по письменному обращению. Я согласен с комиссией о проведении внутренней ротации", - сообщил руководитель управления здравоохранения Костанайской области Данияр Джандаев.
Глава облздрава отметил и то, что в их компетенцию не входит вопрос о снятии с должности заведующего отделением, это должен решить главный врач больницы.
Он также отметил, что в данном отделении работают два бывших руководителя больницы и, по всей видимости, это сказалось на обстановке в коллективе.
"Из-за личностного конфликта в течение года передо мной всячески пытались закрыть двери в операционную, как в качестве оператора, так и в качестве ассистента. Последние полгода это стало невыносимо. Вопрос не во мне, вопрос в коллективе. Мы врачи с большим стажем, можем за себя постоять, а молодое поколение врачей, а тем более средний и младший персонал, они не могут постоять за себя. Прессинг и буллинг со стороны заведующего отделением переполнил чашу терпения нашего коллектива, в отделении сложилась тяжелая психоэмоциональная обстановка. Он не должен руководить отделением, пусть работает обычным врачом, но не заведующим. Большая часть коллектива его боится, не физического, а морального воздействия. Поэтому у нас большая текучесть кадров, уходят хорошие специалисты", - говорит ординатор хирургического отделения Муслим Наурзов.
Муслим Наурзов. Фото Tengrinews.kz
Как стало известно, на протяжении семи лет в данной больнице нет главного врача, есть человек, исполняющий обязанности главы медучреждения.
Поговорить с самим заведующим отделением корреспонденту Tengrinews.kz не удалось: на телефонные звонки он не отвечает, в SMS сообщении сообщил, что отказывается от комментариев. Однако отметил, что "ситуация неоднозначная", и попросил "не делать поспешных выводов".
Медперсонал просит поставить на место заведующего отделением другого специалиста, собирать доказательства и фиксировать поведение заведующего отделением сотрудники не намерены, заявляя, что работа в онкологической больнице не из легких, как в физическом, так и в психологическом плане.