“Звёздная болезнь“ в медицине: как слава меняет врачей
Недавно мне задали интересный вопрос: "Есть ли у врачей "звёздная" болезнь?" Естественно, в моём мозгу тут же всплыл дежурный ответ: мол, это не про нас, мы не такие и так далее. Однако внутренний голос попросил не спешить. В авторской колонке для TengriHealth известный врач и менеджер здравоохранения Эрик Байжунусов рассуждает о том, как звездный статус влияет на врачей.
"Фан-клубы" и почитатели
На самом деле эта болезнь задевает многие профессии и, наверное, от неё нет иммунитета. Если кто-то говорит обратное — не верьте. И врачи тут не исключение. Болеют. Отличие лишь в тяжести поражения "вирусом звёздности". У кого-то он протекает в легкой форме, а у кого-то — с тяжёлыми осложнениями и необратимыми последствиями.
Я часто сравниваю нашу профессию с искусством — и этому есть объяснение. Мастерство врача, особенно хирургического профиля, оттачивается годами. Руки — это главный инструмент хирурга. Наблюдать, как работают руки профессионала, оперирующего пациента, всё равно что восхищаться виртуозной игрой пианиста или скрипача. Здесь недопустимы неверные движения и фальшь. У музыканта расплата за небрежность — провальный концерт, у хирурга — чья-то искалеченная, увы, иногда даже оборвавшаяся человеческая жизнь. Несравнимые вещи, согласитесь.
Точно так же, как и у людей искусства, у каждого врача с годами образовывается свой "клуб почитателей", если хотите, даже некий "фан-клуб" из числа спасённых пациентов, их родственников, знакомых и знакомых знакомых.
"Узкое горлышко" и доступ к "телу"
Имя для врача так же важно, как и для артиста. Как только ты заработал имя, а значит, репутацию, поток пациентов станет постоянным. Они будут переходить с тобой из клиники в клинику и, даже если любимый доктор переедет, приезжать при необходимости в другой город.
Со временем желающих получить консультацию/сделать операцию именно у "звёздного" врача становится больше, чем позволяют его физические возможности. Невозможно принять всех — и тут как раз и появляются симпотомы, которые говорят о "звёздной болезни".
Как только возникает такое "узкое горлышко", начинают работать различные технологии, позволяющие получить доступ к заветному "телу". Вариант "сверху" — по звонку, "сбоку" — через общих знакомых или "снизу" — за благодарность, "рахмет", как у нас говорят.
Не факт, что сам врач будет целенаправленно провоцировать подобное: он может даже сопротивляться такому положению вещей, но система всё равно вынудит его подчиниться закону рынка. Да и самого врача можно понять, ведь всем не угодишь и всех не возьмёшь на лечение. Нужно как-то регулировать поток пациентов.
— Но это не "звёздная болезнь, — скажете вы, — а востребованность.
Может и так, но чаще всего она становится последней ступенькой к поражению вирусом, о котором я говорю. И главная его опасность — появление чувства собственной непогрешимости и превосходства.
Тон, взгляд и поведение
Ты начинаешь замечать, как у простецкого ещё вчера коллеги меняется тон голоса, поведение и даже привычки.
Если болезнь "зацепила" сильно, это ощущается даже во взгляде человека. И, кстати, манера общаться и тон зависят от того, какой перед "звёздным" врачом пациент, КТО перед ним!
Если обычный человек, они становятся пренебрежительными, говорят с некоторой брезгливостью, даже отвращением. И резко меняются, если в кабинет заходит пациент выше по рангу. Тогда голос и взгляд услужливые, мягкие, заискивающие.
При лёгких формах болезни симптомы смазаны и отражаются в игнорировании телефонных звонков, сообщений и неисполнении данных обещаний.
Но при любой степени поражения для этого диагноза характерны нравоучения, которыми "больные" осыпают своих собеседников и коллег: как надо работать, как вести себя и даже как надо жить, не забывая при этом рассказывать о себе любимом.
Не всех эта болезнь задевает, есть, конечно, исключения. Очень известные врачи, суперпрофессионалы, "золотые руки", как про хирургов говорят, которые остаются простыми в общении, одинаково относятся ко всем пациентам и не носят корону, хотя порой на них её пытаются напялить.
Само общество норовит это сделать: что уж скрывать, немало в нашей медицине проблем; от того, видимо, и хочется иметь ориентиры в лице вот таких, авторитетных и известных на всю страну докторов, после разговора с которыми уходишь спокойным и уверенным, и к которым не страшно лечь под нож.
"Дамоклов меч" в виде аппендицита
Да, болезнь эта очень заразная и опасная. Но есть одно "но". Врачам судьбой приготовлена постоянная система тестирования на протяжении всей жизни.
Ты можешь провести 1000 успешных операций, спасти сотни жизней и думать, что уже всё умеешь и знаешь. Но в один момент, на 1001-й раз, ты споткнёшься. Обычно это будет даже не какая-то сложная операция, а банальный аппендицит или боли в грудной клетке.
"Звёздная болезнь" приводит к деградации и лени. Из-за чувства своего величия ты где-то не усмотрел, что-то не проверил, в чём-то оказался слишком самоуверен и даже самонадеян. И в какой-то момент "дамоклов меч" судьбы в виде того самого пациента с проходной, казалось, проблемой со всей своей беспощадностью опускается на твою шею. И по ходу сбивает невидимый нимб, которым ты украшал свою "гениальную" голову.
И всё. Это кара и даже карма. Выплавишь эту заразу внутри себя, осознаешь – значит, сможешь восстановить репутацию и доверие, опустишься на землю и исцелишься. А если нет, пропадёшь как профессионал. Увы, и таких примеров я немало повидал на своём веку.
Огонь, вода и медные трубы
Через огонь, воду и медные трубы проходят все. Такова жизнь врача. А те, кто исцелился, становятся такими, как наши знаменитые врачи, о которых часто пишут, поражаясь их простоте в общении и отсутствии хотя бы признаков "звёздности".
Они потому и великие, что смогли победить эту болезнь и поняли, что их сила и мощь в профессионализме. И всё, что они умеют и имеют, подчинено достижению одной цели — помогать больным людям, даря им возможность жить и наслаждаться жизнью.
Так что берегите себя и хороших врачей! И неважно, яркие "звёзды" они в профессии или простые доктора, честно и по совести делающие своё дело.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Об авторе: Эрик Байжунусов — врач-хирург, председатель правления Национального центра общественного здравоохранения Министерства здравоохранения, менеджер здравоохранения.
Читайте также:
"Уйду на взлёте": два дня с известнейшим кардиохирургом Юрием Пя
"Последние камни добрасываю". Разговор с одним из старейших врачей Казахстана о возрасте и профессии
Таблетки — не панацея: что на самом деле значит жить с хроническим диагнозом
"Почему врачи ошибаются": авторская колонка Эрика Байжунусова