Лауреаты арт-премии SCAN Awards 2024
13 ноября в Красноярске состоялась ежегодная премия современного искусства SCAN Awards. «Сноб» первым узнал имена победителей и пообщался с ними.
«Открытие года» — Артем Ляпин, Иркутск
Минут пять я думал, как можно описать этот год кратко и понятно. Поэтому, отвечая на вопрос, как прошел этот год, скажу так: прошел он болезненно резво! В октябре прошлого года в Красноярске я впервые поработал в резиденции, а в этом году их стало четыре: две в Москве, одна в Нижнем Новгороде, четвертая в Ленинградской области. В родном Иркутске я был всего четыре месяца, остальное время работал в резиденциях. Провел персональную выставку, также было несколько групповых выставок, и в одной них разделил стену с Тимуром Новиковым, что, конечно, приятно. Проекты были разные, самый важный для меня как для художника — это персональная выставка «Я думаю, эта любовь продлится вечность». Этот проект основан на бурятской сказке «Ангарские бусы», в которой рассказывается о Байкале, Ангаре и Енисее. В проекте я говорю о работе над собой и принятии своей теневой стороны ради обретения любви. Для меня важно, что он взял свое начало в Красноярске, на биеннале «АВЕНИСЕЕСИНЕВА», тем самым кружево Енисея «Сени» стало частью большого высказывания и знакомства европейской части России с Сибирью, ведь проект был показан в Москве. Вообще это интересное закольцовывание: проект начался год назад в Красноярске, тут же он и номинирован спустя год.
«Художник года» — Danil Danot, Красноярск
Для меня, наверное, будет логичнее начать считать год не с января 2024-го, а с ноября 2023-го. Именно тогда я попал в шорт-лист премии SCAN. Сразу после этого я поехал в Москву заканчивать обучение в ИСИ им. Бакштейна. В рамках обучения мы самоорганизовались и сделали выставку «Метаморфозы реальности» в галерее Arbuzz. Параллельно открылась красноярская выставка «Меланхолия» в Тюмени, в Конторе пароходства. Позже мы с Сообществом современных сибирских художников под кураторством Полины Слепенковой участвовали в ярмарке PAF. Тогда я открыл для себя, что мою тиражку люди могут покупать за 20 тысяч рублей. На ярмарке blazar был установлен мой личный рекорд по продажам — 120 тысяч рублей за диптих. Насыщенный год на проекты, коммуникацию и общение — это то, чего мне не хватало, хочется продолжать в том же духе. Может быть, местами социализация была в ущерб продуктивности, финансовому и психологическому состоянию, но я решил пойти ва-банк. Где-то это окупилось, где-то я ушел в минус по каким-то параметрам, но в целом для себя я ощущаю рост и результат. Сейчас мое искусство замечено. Если говорить про проекты, то реализовал я много и всякого разного. Это и станковые вещи вроде графики, скульптуры, и эксперименты с материалами в формате инсталляций. Сделал первый свой текстильный объект и планирую чуть-чуть позаниматься этим медиумом, несмотря на всеобщую пресыщенность им. Как всегда, я рад, когда удается взаимодействие с экспозиционным контекстом и сделать что-то специфичное для конкретного места.
«Проект года» — «Стрит-арт столицы», Красноярск и Санкт-Петербург. Кураторская группа: Анна Андреева, Надя Котова-Крушинская, Юрий Аверин, Алина Зоря и Семен Некрасов
«Выставочный проект “Стрит-арт столицы” важный и фундаментальный. Для меня он не столько про уличное искусство, сколько про выявление региональных особенностей внутри нашей многогранной культуры. Собрав в одном пространстве более сотни работ и артефактов уличных художников со всей страны, лучше понимаешь, что стрит-арт — это линза, которая позволяет разглядеть многообразие культурных кодов. Понять, что самобытные сцены уличного искусства есть в России в разных городах, а не только в общепризнанных столицах стрит-арта — Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, или в столицах исторических — Москве и Санкт-Петербурге. Порой уличная культура Архангельска, от которой заведомо ничего не ждешь, может сильно удивить в общей панораме. Научная работа над выставкой и размещение работ на выставке в общей хронологически-географической панораме станет хорошим подспорьем для будущих исследований уличного искусства России. Это был первый большой проект «Стрит-арт хранения» за пределами Санкт-Петербурга. Он позволил не только открыть панораму уличного искусства Красноярску, но и встроить красноярский стрит-арт в нее. Оказалось, в городе много художников, работающих в абстракции, вдохновляющихся сибирским природным ландшафтом, а активность местных арт-сообществ восхищает. Эти тенденции и эти восторженные чувства, мне кажется, мы смогли отразить в выставке и параллельной программе к ней. Уверен, отзвуки проекта мы еще не раз услышим», — Семен Некрасов.
«Произведение года» — «Эос», Элина Гусарова, Красноярск
Глобально, есть два основных проекта, с которыми я работала в этом году. Один закрывает прошлое, а второй весь направлен в будущее, несмотря на то что работает с темами проработки прошлого. Первый — это авторская книга «Эос», собравшая в нечто целое всю мою жизнь «до». Личный архив 9 лет в заповеднике «Столбы», приоткрывающий зрителям изнанку природного ландшафта и его внутренней жизни. Бесконечно драгоценные для меня воспоминания, люди и чувства собрались в этой работе. В ней сконцентрировано очень много искренних сильных чувств. Они считываются даже без погружения в контекст книги, и она работает своим особым образом. При этом мне удалось сохранить образную прозрачность материала, чтобы читалась глубина, многослойность, сама возможность погружения в мир произведения. Это путешествие в мир (или его изнанку) «Красноярских Столбов» — места между городом и тайгой, где встречаются странные артефакты, явления и люди в особых отношениях с пространством. В этой книге я становлюсь проводником в край причудливых скал через личный архив моей жизни внутри культуры столбизма, где сформировалась моя идентичность и отношения с миром. Через блуждания в ночи и бесконечные встречи солнца, луны и звезд Эос дает возможность увидеть изнанку популярного туристического места. Эос — древнегреческая богиня зари, вестница прихода света и ухода тьмы.
«Произведение года» — «Раздевалка», Татьяна Селивёрстова, Владивосток
Проект «Раздевалка» один из моих любимых. Он очень многогранный. Это проект о странном месте городской среды под названием «пляж». Я художник из Владивостока, а Владивосток — это, по сути, город на пляже. На самом деле пляж — это универсальный образ. Это может быть и пляж реки, и пляж озера, и пляж любого водохранилища. Это место, которое всегда привлекает горожан. Оно становится неотъемлемой частью социального контекста любого города, сложным местом, где возможны абсолютно любые события и явления, подчас абсурдные и мистические. И для меня как для художника, собирательным образом пляжа стала именно раздевалка. На этот объект, помимо основного, наложились дополнительные смыслы: это и мусорка для окурков и бутылок, и безликая деталь муниципального благоустройства, а иногда и общественный туалет. В своем проекте я превращаю раздевалку во временной портал, пройдя который человек оказывается во власти образов и воспоминаний своего детства, не всегда приятных. Во время работы над проектом я собрала через социальные сети 9 реальных историй, которые произошли с людьми на пляже. Эти истории я пропустила через особый мистический фильтр, как будто через портал раздевалки. Так получилась серия графики «Пляжные истории».
«Произведение года» — «Долевая нить», Янина Болдырева, Новосибирск
Я мыслю свой путь в искусстве как серию проектов, и успех одного проекта не гарантирует успех другого. Иногда это вообще работы для разных аудиторий. Но каждый раз я стараюсь прыгнуть выше головы, поэтому думаю, что должна расти как художник. Это для меня важнее, чем статус. Сейчас я работаю над одним очень важным для меня проектом, который называется «Долевая нить». Наверное, это самый личный из всех моих проектов. В нем я переосмысляю образы советского прошлого, семейные архивы, наделяя их своими смыслами, обращая внимание на то, что раньше было не проговорено и не отрефлексировано. Таким образом я стараюсь вернуть себе утерянную субъектность и показать, как можно перелицевать свое прошлое, чтобы взять его в будущее. Депортация моих родственников из Молдовы в Сибирь стала поворотным событием их жизни и во многом определила мою собственную. В нашей семье, как и во многих советских и постсоветских семьях, тема депортации замалчивалась. Но это событие пронизывает, словно долевая нить, множество судеб, особенно женских. В этом проекте я использую вещи и ткани, доставшиеся мне от мамы и бабушки. Я печатаю на них свои фотографии, а также снимки из личного архива и создаю из тканей коллажи, добавляя памятные предметы. Печать фотографий я делаю с помощью gum-arabic transfer на офортном станке и цифровым способом. Знаковые события, через которые мы проходим, часто ломают личностные опоры. Для того, чтобы идти дальше, нам нужно найти новые опоры в себе, своей истории, окружении, важных людях и местах. Только так можно обрести новые смыслы и примириться с последствиями исторического разлома.
На момент написания статьи «Снобу» не удалось связаться с лауреатами «Красноярской номинации» Ольгой Осиповой (Красноярск) и Саней Закировым (Барнаул) — они победили с выставкой «Классноярск». Также комментарий не предоставила четвертая художница — лауреатка номинации «Произведение года» — Анастасия Богомолова (Екатеринбург), победившая с работой «Итого: 1 118 176 рублей и 4 копейки на производство 10 художественных проектов в период с 01.11.2017 по 01.11.2022 (из них закончено — 6, в работе — 1, статус неизвестен — 3)».
Кроме традиционных номинаций на SCAN Awards 2024 вручили и спецпризы от организаторов премии — Сибирского института развития креативных индустрий и красноярской ресторанной группы Berrywood Family. Право провести соло-выставку в галерее «Индустрия» в 2025 году получили шесть художников: Сёмыч С. Б. (Красноярск), Anna Bat (Омск), Алина Долбилина (Красноярск), Андрей Шмалий (Красноярск), Лолита Моисцрапишвили (Томск) и Ева Морра (Иркутск). Еще шесть авторов смогут стать внеконкурсными участниками нового проекта создателей SCAN, мастерских с федеральными кураторами: Анна Шайдурова (Пермь), Гриша Шаров (Красноярск), Николай Мамонтов (Омск), Арсений Прiвате (Красноярск), Иван Мясников (Иркутск) и Дарья Чирова (Томск).
Автор: Тамара Лорка