Рекордно плохо. Фермеры в Ревде закончили убирать картофель
Фермер Андрей Савченко уверенно называет нынешний урожай картофеля самым плохим в своей жизни, а он выращивает «второй хлеб» больше 30 лет как сельхозпроизводитель и «на земле» с детства (его отец, Иван Васильевич Савченко, много лет возглавлял — и вывел в передовые — совхоз «Ревдинский», заслужив звание Почетного гражданина Ревды).
У соседей Савченко по бывшим совхозным полям, крестьянско-фермерского хозяйства Изгагиных, картошка еще хуже: мелочь, продавать нечего. Изгагины даже не стали убирать остатки этого «урожая» — только топливо и «трудодни» впустую тратить. На семена заложили, и всё.
Обычно у Савченко картофелеуборочный комбайн прошел круг (туда-обратно) — бункер полный, а нынче надо два, а то и три круга сделать. И на базе КФХ в Ледянке, откуда ведется продажа мелким оптом, лежат сегодня не горы картошки, как в прошлые, даже средние по урожаю, годы, а скромные кучи, которые быстро тают. Овощехранилище дай бог наполовину заполнено.
Причина — засуха. Засуха сильнейшая: если верить метеорологам, за всю историю наблюдений (140 лет) в наших краях не выпадало так мало осадков в июле и августе — именно тогда, когда картофелю для наращивания клубней нужна влага.
Цены на свежий картофель Савченко в этом году дифференцировал: от 20 до 28 рублей за килограмм, в зависимости от объема (если больше четырех сеток, то дешевле, в сетке — 32-34 кг) и покупателя (пенсионерам — скидки). В том году продавал по 25 рублей. Почему дешевле, если урожай хуже?
— Цену рынок устанавливает, не мы, — разводит руками Андрей Иванович. — Ну, поставим мы цену 50 рублей, и что толку, кто брать у нас картошку будет за эти деньги? Не везде же она не уродилась. Она есть в Тюмени, еще где-то, но пока баланс не подведен, цены неустойчивые. На сегодня такая цена, завтра, может, поднимем, и другие поднимут. Если в Ирбитском районе, допустим, были дожди, картошка есть, но ведь один Ирбитский район всю область не прокормит. На область надо 600 тысяч тонн, а там только сто. 500 — недостаток, и он на цене, конечно, скажется. Ориентируемся на рыночную стоимость.
Зато с сеном, зерном (еще одна продукция КФХ Савченко, кстати, обеспечивают кормом пятьсот голов скота на частных подворьях), по словам фермера, хорошо у всех, в отличие, опять же, от знойного лета-2021, когда сено просто сгорело на жаре, став почти дефицитом.
В среду, 14 сентября, маленькая команда Андрея Савченко закончила уборку картофеля на полях в Ревде и оперативно «перебросилась» в Дружинино, где у фермера еще 30 гектаров под картошкой. На базе осталась привычно хозяйничать бригадир Валентина Чистякова, единственный местный работник КФХ — живет на Ледянке (остальные — из района Дружинино, где дом и у самого Савченко). Она командует сортировкой картофеля, она же — продавец и повар в страду, а зимой в ее обязанности входит хранение урожая: поддерживать оптимальную температуру в хранилище и на складе сена.
Картошка у нее своя, но на посадку Валентина Владимировна всегда берет ее «с работы» (как и корм для скотины). Потому что уверена в качестве. Картофель у Савченко сортовой (в основном сорта «Ред Скарлет»), оздоровленный — поэтому гнилья нет, не болеет, хранится долго, при соблюдении всех условий, конечно. Сорта выбраны за урожайность и вкус. В хорошие годы поля давали 30 в среднем, а то и до 40 тонн с гектара. Нынче — 10.
Хранить картофель лучше в яме, при температуре не выше десяти градусов, оптимально — 7-8. В подвале может быть для него слишком тепло.
Только, к сожалению, у картофеля не выведено «засухоустойчивых» сортов, если так будет продолжаться, об этом стоит подумать ученым…
Западные санкции впрямую на КФХ не сказались. Покупать запчасти для своей техники — в основном, импортной — в этом году Андрею Савченко, по его словам, не приходилось. За надежность и выбирал: западные машины не ломаются, если грамотно эксплуатировать.
Зарплату работникам фермеру удалось немного поднять. Хотелось бы больше, учитывая рост цен, но… откуда деньги взять, на зерно, говорит, цена упала в два раза — в связи именно с урожаем.
Около бывшего рынка «Хитрый» в воскресенье, 11 сентября, картофель продавали с машин — по 30 и 35 рублей (продавцы сказали, что из Богдановича), в овощной палатке — по 40. Кстати, восточную часть области небесная канцелярия не обделила осадками, и картошке досталось водички для роста.
— Какой неурожай? Не знаю, у нас всё нормально, — цитирует Е1 одного из продавцов областного рынка на Громова, торгующую богдановичской картошечкой. — На 30% в среднем снизили цены. Картошка крупная, мелкой мало. Сейчас килограмм стоит 30 рублей, а оптом по 22 отдаем. Вероятно, наш поставщик научился подстраиваться под погодные условия.
По наблюдениям Е1, на Шарташском рынке в среднем килограмм картофеля продают за полсотни рублей, и продавцы говорят о скором повышении цен.
А что думают в министерстве?
А вот в Министерстве агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области считают, что урожай картошки в среднем по региону получился нормальный. По прогнозам, в 2022 году в регионе соберут 268 тысяч тонн картошки, уборочная кампания только началась. По мере поставки с полей цены станут ниже.
— Мы прогнозируем, что урожайность картофеля будет выше [прошлого года], и видим по первым показателям для ранней реализации картофеля урожайность где-то 150 центнеров (15 тонн) с гектара, — рассказал министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка региона Артем Бахтерев. — Мы уже сейчас видим, что на 40 центнеров с гектара урожайность больше, чем уровень прошлого года.