Показ драгоценностей Романовых иностранным дипломатам
Поиск сокровищ императорской семьи большевики начали с 1918 года. Были конфискованы ценности, хранившиеся в Аничковом и Зимнем дворцах в Петрограде, в Александровском дворце Царского Села. После расстрела царской семьи поиски продолжались по всему пути следования последних Романовых из Петрограда в Екатеринбург. Между тем главные, так называемые коронные сокровища всё это время находились рядом — в Оружейной палате Московского Кремля: с началом мировой войны в 1914 году драгоценности из Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца были тайно эвакуированы в Москву без всяких описей и документов.
Советской России нужны были деньги на покупку продовольствия, сырья и станков для промышленности, выплату долгов и экспорт революции. 1918−1919 годами датируются первые секретные продажи Советами ювелирных изделий, связанных с Романовыми и другими знатными фамилиями. Под руководством подполковника царской армии и красного командира Георгия Базилевича работала комиссия по розыску припрятанного. В 1920 году было создано Государственное хранение ценностей Наркомфина (Гохран) — не столько с целью хранения, сколько реализации найденного. В 1922 году 17 членов Гохрана были расстреляны за хищения, тогда же учреждение возглавил Яков Юровский. Весной в Оружейной палате были обнаружены и вскрыты девять ящиков с редчайшими образцами ювелирных изделий 18 — начала 20 века, сразу же перевезёнными в Гохран.
В марте — апреле того же года комиссия под руководством академика Александра Ферсмана составила полную опись сокровищ. Несколько экземпляров фотоальбомов царских бриллиантов тут же отправили за рубеж — для поиска возможных покупателей. В августе 1922 года сокровища начали небольшими партиями вывозить за границу для официальных и неофициальных продаж, что вызывало возмущение русской эмиграции и старой европейской аристократии.
По одной из версий, пытались продать и Большую императорскую корону, по крайней мере, бриллианты из неё, которые якобы были проданы в 1922 году, долгое время хранились в Ирландии и лишь в 1950-е годы были выкуплены советским правительством с тем, чтобы в 1967 году впервые открыть их для широкой публики.
Советские власти пытались успокоить общественность, время от времени показывая «романовские сокровища». В 1925—1926 годах Наркомат финансов издал на четырёх языках подробный Москва, Гохран, 1925 год иллюстрированный каталог «Алмазный фонд СССР». В предисловии подчёркивалось: ценности являются народным достоянием и не могут «уйти» из России. Появились открытки с изображением царских регалий и надписями: «Вековые сокровища б. царей. Фонд пролетарской республики». В Колонном зале Дома союзов провели выставку драгоценностей с целью подтвердить чистоту намерений Советов.
Тем временем продажи продолжались. По сообщениям Associated Press, блеск бриллиантов Советы намеревались превратить в блеск американской стали. В феврале 1926 года в Москве за право вывезти сокровища короны боролись французская и англо-американская группы ювелиров и аукционистов. Отобранные ими ценности направлялись в Берлин, Нью-Йорк и Лондон. В марте 1927 года часть романовских сокровищ была выставлена на Christie’s. Общая сумма продаж составила всего 400 тысяч долларов. Сказался обвал рынка, спровоцированный массовым вбросом российских бриллиантов.
Считается, что распродажа сокровищ прекратилась только в 1938 году. Результат был ничтожен: по подсчётам Натальи Семёновой, автора книги «Проданные сокровища России», выручка от всех большевистских продаж составила не более 1% валового дохода страны.