В прошлом году по решениям судов в России были национализированы 24 актива общей стоимостью $11,03 млрд, следует из отчета AK&M. Это почти втрое больше, чем в 2024 ($3,89 млрд). Крупнейшие транзакции года связаны именно с передачей активов государству: в их числе изъятие компаний Олега Кана на $4,3 млрд и доли в «Южуралзолоте» почти на $2 млрд.
Национализация таки происходит в России тихой сапой. Путин, публично и неоднократно отвергнув пересмотр приватизации 1990-х, тем не менее начал её частичный пересмотр после начала СВО. С помощью Генпрокуратуры, когда её возглавил Краснов.
Принцип тихой национализации в том, что государство возвращает не все приватизированные активы, а только те, которые разоряются прихватизатором или управляются из рук вон плохо, во вред экономике или даже безопасности страны. Так, к примеру, в 2024 году был национализирован Климовский патронный завод, владельцы которого оказались иностранцы.
В 2025 году среди возвращённых государству предприятий - Соликамский магниевый завод, Челябинский электрометаллургический комбинат,
Уральский завод авто-текстильных изделий, аэропорт Домодедово и транспортная компания Fesco.
Причём, как тревожно сообщает журнал олигархов "Форбс", «предпосылок для снижения темпов национализации мы не видим».
Что ж, возвращение государству наворованного в 90-е и начале 2000-х является ещё одним положительным последствием СВО. Надеюсь, не последним.