А давайте про современное жилье поговорим? Каждый раз, когда я показываю вам, как строят современное жилье на загнивающем Западе, вы мне рассказываете, почему мы не можем строить так же. Не просто рассказываете, а агрессивно и уверенно засыпаете меня лавиной всевозможных аргументов. Большинство людей с какой-то религиозной преданностью защищают свои бетонные курятники, которые плодят по всей стране, доказывая, что это единственный верный путь. Несмотря на то, что еще в 70-х годах прошлого века во всем мире такой подход к проектированию был признан неверным. Несмотря на кучу примеров того, как такие районы превращались в неблагополучные гетто.
Я говорю:
— Смотрите, как можно жить!
— Замолчи! У нас такое невозможно, — отвечаете вы.
— Как невозможно? Почему? — спрашиваю я.
— У нас зима 12 месяцев в году!
— Ну и что? Это же не значит, что города, улицы, жилые районы должны быть неудобными.
— Ты посмотри, сколько людей живет у нас и сколько у них! У нас такое невозможно!
Я смотрю, сколько людей живет у нас и сколько у них.
Вот я смотрю на
новые районы в шведском Гётеборге, население которого 500 000 человек.
Я вижу квартальную застройку средней этажности, я вижу зеленые дворы без машин, я вижу безопасные улицы.
А потом я смотрю
на Оренбург с таким же населением.
Я вижу новые микрорайоны, в которых лепят бетонные 20-этажные инкубаторы по устаревшим проектам 80-х годов. Их можно сносить уже сейчас, даже не заселяя. Это опасное для людей жилье.
Но оренбуржцы мне доказывают, что у них иначе не получится: у них столько людей живет, что расселить их можно только вот в такие вот муравейники.
А это
Копенгаген, он тоже почти как Оренбург. Живет там 600 000 человек.
В Копенгагене почему-то не делают 20-этажных муравейников, хотя площадь Дании куда меньше площади России. И земли у них мало. Могли бы экономить!
У них получается сделать нормальный профиль улицы с безопасными переходами, с правильными тротуарами и парковками. Датчане любят друг друга и хотят, чтобы все жили в нормальных условиях. Почему такие переходы и дороги нельзя делать
в Омске?
Во Владимире, где живет 300 000 человек, строят вот такое.
Древний русский город... И вот такое... Как так может быть?
А вот
Амстердам! Столица разврата. Гей-парады, марихуана, проститутки... ужас! Живет в Амстердаме 1 млн человек. В Голландии не хватает места, они даже у моря отвоевывают землю, постоянно насыпая что-то. Уж здесь-то точно надо строить прекрасные микрорайоны!
Но нет...
И здесь не строят.
А
в Челябинске, где живет чуть больше миллиона человек, строят! Да еще как строят!
Просто жуткие микрорайоны.
Без нормальной инфраструктуры, без нормального благоустройства. Просто птицефабрика какая-то.
В Мюнхене живет 1,4 миллиона человек. Я оттуда только вернулся, так что скоро будут подробные посты. Объехал все окраины и посмотрел на новые жилые районы, которые они строят.
Мюнхен – он
почти как Красноярск! Но в Мюнхене почему-то тоже строят нормальное жилье средней этажности с нормальными дворами, с нормальными улицами.
Никому в голову тут не придет построить то, что сегодня строят в Красноярске.
А в Красноярске – легко.
Весь вот этот ужас.
А вот новое жилье строят
в Берлине, население которого 3,5 млн человек.
В Питере вот такие подъезды.
В
восточном Берлине, где строили такие же дома, как и в Питере, подъезды выглядят сегодня так:
И бюджет Берлина примерно как у Питера.
Вот так у них сейчас выглядит обычная наша пятиэтажка.
Почему вы не хотите, чтобы у нас строили нормальное жилье? Чтобы у нас проектировали правильные улицы, удобные дворы, хорошие общественные пространства? Большинство же даже не рассматривает такой возможности! Эти вопросы не обсуждают на кухне, про это не говорят в новостях, не снимают передачи. Как-будто все хорошо. Выглядите в окно! За окном катастрофа! То, что мы сегодня строим, надо сразу сносить, пока в эти дома и микрорайоны не заселились люди. Но мы проблемы даже не замечаем!
Если сегодня спросить у обычного русского человека, какую машину он хотел бы иметь, то человек, скорее всего, сразу вам выдаст пяток моделей хороших машин. Он хочет иметь "Мерседес" или "Феррари", или новенький "Лэнд Крузер". То есть большинство из нас прекрасно понимает, что такое хорошая машина. Это же большинство, вероятно, никогда в таких машинах даже не сидело. Люди никогда не смогут эту машину себе купить, но это никому не мешает о таких машинах мечтать. Мечтать с детства! Помните, как мы в школе изучали мировой автопром по вкладышам к жвачкам "Турбо"? Любой подросток знал, сколько лошадиных сил у какого автомобиля, какие есть модели и т.д.
У любого мужчины есть понимание того, как должна выглядеть красивая женщина. И женщины сидят на диетах, ходят в спорт-залы, чтобы соответствовать идеалам мужчины.
Но если вы сегодня спросите, где человек хотел бы жить, он сначала растеряется, а потом покажет на бетонный мешок в очередном гетто. Он захочет, чтобы под окном у него была гигантская парковка, чтобы все газоны были за заборами, чтобы дверь в подъезд была металлическая и вся изгажена объявлениями. Главное, чтобы под окном не было лавочки, а лучше, чтобы во дворе вообще ничего не было. А то бомжи и наркоманы будут собираться. Он захочет широкую дорогу – желательно, чтобы ее расширили, ликвидировав трамвай. Он захочет новую развязку в центре города. Ради развязки можно снести несколько исторических зданий.
То есть даже в мечтах у обычного человека нет представления о том, какое жилье может быть в XXI веке. Какие дворы, улицы и общественные пространства могут быть. Большинство людей вообще не представляют, как можно жить! Как это, двор без машин? Как это, хорошая детская площадка? Может быть, оттого, что фотографии хороших районов не печатают на вкладышах к жвачкам? Может быть, потому, что в журналах не делают постеров с фотографиями правильных дворов и хорошей архитектуры?
Вы сейчас скажете, что у нас денег нет на все это. Это неправда. Дома и районы в европейских городах, показанные выше, не всегда дорогие. Примерно так выглядит и социальное жилье. Если вы сравните себестоимость строительства, то тоже не будет чудес. А что происходило, когда у нас 10 лет были деньги? Когда мы не знали, куда девать сверхдоходы от продажи ресурсов, у нас что, строили другое жилье? Может быть, у нас делали хорошие районы? Или проектировали правильные улицы? Все эти убогие микрорайоны как раз и были построены тогда, когда у нас было много денег! Больше чем у Германии, Франции и Дании. Вы думаете, спроектировать правильную улицу дороже, чем неправильную?
Вы знаете, что у нас на дорогах погибает в 5-10 раз больше людей, чем в Европе? Многих людей можно было спасти, если бы улицы правильно проектировали. Просто правильно проектировать – и всё. Это спасло бы тысячи жизней.
Пока не будет общественного запроса на другое качество жизни, ничего не изменится. Пока люди не начнут мечтать о хороших домах, дворах, улицах, парках, набережных, ничего не изменится. Сколько бы денег ни было.
Читая большинство комментариев, особенно на различных региональных форумах, я сталкиваюсь со стеной непонимания. Городские чиновники, мэры городов и простые жители отказывают себе и другим в праве жить нормально. "МЫ БУДЕМ ЖИТЬ В ГОВНЕ! ЭТО НАШЕ ГОВНО, И МЫ В НЕМ БУДЕМ ЖИТЬ! РУКИ ПРОЧЬ! НЕ РАЗРУШАЙТЕ НАШ КОНЦЛАГЕРЬ!" А дальше тебя засыпают шквалом аргументов, объясняя, почему ничего никогда не получится. Погода, деньги, менталитет, особый путь, много людей, мало людей и т.д.
Почему вы ненавидите русских? Почему вы не хотите, чтобы они жили нормально? Может быть, не сегодня, может быть, через 50 лет. Сегодня разрешите хоть помечтать.