Крупнейшие аукционные дома в мире, в том числе Christie's и Sotheby's, официально уведомляют, что всячески борются с попытками выставить на их торговых площадках артефакты, которые разграблены и вывезены террористами из зон военных конфликтов. Прежде всего это касается Сирии. Аукционисты заявляют, что сотрудничают с Интерполом, ЮНЕСКО, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, а также Министерством внутренней безопасности США (US Department of Homeland Security) и подразделением Скотленд-Ярда в Великобритании.
Католический монастырь Мар Элиан, 5 век н.э., Сирия. Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС
Ранее, 6 апреля, обнародовано письмо постоянного представителя России при ООН Виталия Чуркина, в котором говорится, что экстремистская группировка "Исламское государство" (запрещена в РФ) в Сирии и Ираке контролирует около 100 тыс. объектов культуры мирового значения, в том числе до 4,5 тыс. археологических площадок, 9 из которых включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Прибыль от нелегальной торговли археологическими предметами оценивается в $150-200 млн в год. В документе утверждается, что вывоз боевиками антиквариата из Сирии и Ирака осуществляется в основном через территорию Турции. Там же похищенные ценности выставляются на продажу на нелегальных аукционах, реализуются через сеть антикварных магазинов и на местном рынке.
Как заявили представители пресс-служб аукционных домов РИА "Новости", действительно, они нередко фиксируют попытки выставить на торги нелегально приобретенные предметы культурного мирового наследия.
"Разграбление археологических мест и уничтожение исторических строений и памятников вызывает огромное беспокойство во всем мире", - цитирует агентство заявление Christie's. В нем отмечается, что британский аукционный дом "всецело поддерживает кампанию ЮНЕСКО по повышению информированности о разграблениях в Ираке и Сирии".
Также Christie's, обращаясь к торговцам контрабандой артефактов, убеждает их, что культурное достояние, "разграбленное и перемещенное из зон конфликта, не может быть продано на открытом рынке".
"Christie's не будет продавать никакое произведение искусства, если мы знаем или имеем основание полагать, что оно было украдено", - отмечается в документе аукционного дома.
"При обращении с антикварными работами или другими произведениями искусства Christie's твердо придерживается всех без исключения местных и международных законов, касающихся культурного достояния и наследия", - сообщает аукционный дом, добавляя, что он может быть полезным в борьбе с нелегальной торговлей мировыми артефактами.
"На самом деле Sotheby's самое маловероятное место для кого-то, кто пытается сбыть перекупленные предметы, благодаря нашей строгой внутренней политике и контролю, в ходе которого отсеиваются незаконные и награбленные предметы", - также убеждены и в американском аукционном доме.
В компаниях уверяют, что очень тщательно проверяют так называемый провенанс - историю происхождения выставляемого на торги предмета, причем даже вне зависимости от того, что сообщает о нем владелец. Там объяснили, что для этого выделяются значительные средства. И прежде всего особо изучается реестр утерянных произведений искусства - Art Loss Register (ALR).
Между тем Christie's призвали представителей музеев, а также археологов, коллекционеров, правоохранительные органы и соответствующие правительственные ведомства самостоятельно изучать каталоги лотов, которые распространяются аукционным домом еще до тех или иных торгов.
Официально ни один из аукционных домов не ответил на вопрос, какой масштаб составляют вызывающие сомнения в легальности происхождения артефакты и какова их ценность.
В марте текущего года, в дни освобождения сирийской Пальмиры, постоянный представитель России при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова высказала горькое сожаление о судьбе вывезенных из САР награбленных ценностей, заявив, что надежд вернуть те артефакты, которые были проданы террористами, практически нет. "По крайней мере на лет 100 большая часть их точно не всплывет", - добавила она.