Вертолеты Камова традиционно отличались от других не только в нашей стране, но и в остальном мире. И дело здесь не только в выборе соосной схемы, но и в особом подходе к проектированию винтокрылых машин, свойственным этому конструкторскому бюро.
В начале 1970-х стало понятно, что концепция летающей БМП — Ми-24 — по сути является ошибочной. Универсальные вертолеты не могут перевозить значительное количество десанта в грузовом отсеке, а также не обладают бронированием и вооружением, необходимым для специализированных ударных машин.
В США достаточно быстро осознали этот просчет и приступили к выпуску AH-64, который эксплуатируется с начала 1980-х годов. В СССР работы по созданию специализированного ударного вертолета были начаты постановлением Совета министров в 1976 году.
В работу включились два главных вертолетных КБ СССР — Миля и Камова. Если на заводе Миля пошли по пути копирования американских наработок, создав Ми-28, то в КБ Камова решили пересмотреть концепцию применения вертолета на поле боя, создав уникальную машину Ка-50.
В чем ее уникальность? Во-первых, камовцы опередили время почти на 50 лет, предложив разделить задачи на поле боя между двумя машинами — разведывательным Ка-60 и ударным Ка-50. Сейчас, с появлением разведывательных БПЛА, именно за такой схемой видится будущее ударной винтокрылой авиации, но в 1980-е такая концепция оказалась излишне сложной, и на передовой требовался вертолет, способный решать все задачи самостоятельно.
Так появился Ка-52 с двумя пилотами, ставший одним из лучших в мире боевых ударных вертолетов.
Почему это действительно так?
Во-первых, сегодня Ка-52, наряду с Ми-28, является единственным в мире вертолетом, проверенным в боевых действиях крайне высокой интенсивности, показавшим себя как надежная и живучая боевая машина.
Во-вторых, Ка-52 — единственный в мире вертолет, который обеспечивает выживаемость экипажа при поражении машины на высотах от 0 до 4000 метров благодаря катапультируемым креслам К-37-800М.
В-третьих, Ка-52 несет противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Вихрь», способные поражать бронетехнику противника даже в лобовую проекцию на дальности до 10 км, что превращает вертолет в летающий и высокоэффективный ПТУР.
Конечно, есть и недостатки. Несмотря на мощное вооружение, Ка-52 несколько уступает западным машинам в части автоматизации и обнаружения целей. Например, ракеты, действующие по принципу "выстрелил и забыл", такие как AGM-114 Hellfire, по-прежнему не находят массового применения в российской винтокрылой авиации. Это вынуждает вертолеты зависать на месте около 10 секунд, пока оператор наводит ПТУР на цель с помощью лазерного луча, что делает вертолет уязвимым даже для стрелкового оружия.
Таким образом, сейчас Ка-52 представляет собой отличную платформу, которая, при оснащении современными системами целеуказания, может оставаться актуальной еще не одно десятилетие.
После этого срока, с высокой долей вероятности, Ка-52 будет заменен автономной боевой роботизированной летающей платформой, над которой с 2017 года трудится КБ Камова.