Способность С-400 обнаруживать хваленые американские невидимки F-22 и F-35 и, соответственно, иметь возможность их уничтожить уже давно обросла настоящими легендами. И пока одни страны США откровенно запугивает и всячески не дает приобретать экспортные варианты российского ПВО, другие пытаются разобраться, почему С-400 так опасны для американских невидимок на самом деле. Давайте и мы попробуем разобраться в этом вопросе.
Последний и крайне эффективный аргумент против нарушителя, который все-таки осмелился залететь туда, куда ему не положено в арсенале С-400 — это ракеты. Кстати, изначально комплекс по умолчанию имеет настройку на работу с малозаметными целями и, пожалуй, главный секрет данного изделия (который пытаются разгадать уже не один год) сокрыт в недрах всевысотного обнаружителя 96Л6Е.
Ну а если вот таких небольших целей много и их местоположение нужно определить с точностью до метра, в дело вступает РЛС 59Н6. Оба локатора функционируют в так называемом режиме «ускоренной обработки» цели. И еще до того момента, когда в сторону нарушителя устремится ракета, все параметры цели будут надежно сохранены и предварительно обработаны.
То есть комплекс С-400 составляет цифровой «портрет» каждого объекта, до которого дотягиваются его сверхчувствительные радары.
Так, первые американские невидимки F-117 на протяжении долгого периода рекламировались как абсолютные невидимки, неуязвимые для вражеского ПВО.
Но все дело в том, что стелс-технологии имеют свои ограничения, и если радары работают в диапазоне 8-12 ГГЦ, то да, тогда стелс-технология очень эффективна. Но вот незадача. Наши системы, в частности С-400, работают на ультракоротких волнах 30 МГц – 3 ГГц. И уже на этих частотах хваленая американская невидимка начинает светиться на радарах как новогодняя елка.
Кстати, если сказать очень приближенно, то суть работы наших локаторов такова: сразу несколько РЛС с разных направлений просвечивают небо тысячами импульсов, из-за чего движение любого объекта можно наблюдать на экранах в режиме реального времени.
При этом в дивизионе С-400 может находиться несколько таких групп, которые при этом постоянно обмениваются данными друг с другом. И про объект в небе начинают знать и те расчеты, которые до этого не знали о его прибытии в зону ответственности.
И способность обнаруживать даже малые объекты, по сути, стала настоящим камнем преткновения для НАТО и США. Ведь именно покупка экспортного варианта данного комплекса Турцией стало поводом для отказа в продаже Турции самолетов F-35. В официальном отказе было написано следующее:
«Несовместимость комплексов ПВО и истребителей̆ пятого поколения», но на деле все обстоит несколько иначе.
Главной причиной отказа стал страх Америки, что параметры их самого совершенного (по их мнению) самолета пятого поколения попадут в руки России.
При этом экспортные варианты С-400, естественно, никакой информации в Россию не предоставляют.
И в Америке это прекрасно знают. И причина, скорее всего, в том, что Турция уже очень давно и пока без особых успехов пытается создать собственный самолет пятого поколения. А я напомню, что С-400 фиксирует огромное количество параметров самолета, и если Турции удастся «считать» F-35 нашими радарами, то она получит просто огромное количество данных, которые позволят им серьезно продвинуться в собственных разработках.
Да, мы уже поняли, что экспортные варианты С-400 не смогут обеспечить наших инженеров такими ценными данными. Но не стоит за это сильно переживать. Ведь полеты тех же американских «птичек» на Камчатке отлично отслеживаются нашими системами ПВО.
А, пожалуй, размещенную на Аляске группу ВВС США наши расчеты знают чуть ли не поименно. Так что, кроме F-35, наши расчеты также изучили и сверхсекретный F-22, конструкцию и особенности которого в США хранят как зеницу ока.
Ну а как только С-500 встанет на крыло, дальность обнаружения оных будет больше, чем у С-400 на внушительные 250 км, а высота обнаружения составит 180 км, то никаких секретов уже не останется. И все данные будут у наших расчетов уже в то время, как эти самолеты будут отрываться от взлетно-посадочной полосы.
А боязнь наших систем становится похожа на работу вакцины – как только где-то появляются наши комплексы, то там пропадают американские истребители.