Международные процессы над военными преступниками, последовавшие за сокрушительным поражением Третьего рейха во Второй мировой войне окончились для одного из самых высокопоставленных нацистов Вальтера Шеленберга сравнительно благополучно.
Капитуляция Германии его застала в Швеции, где он и планировал благополучно отсидеться на вилле одного из руководителей Международного комитета Красного Креста графа Бернадота. Но союзное командование уже через месяц добилось от шведских властей его выдачи и предало трибуналу.
Однако в первый трибунал, судивший основных нацистских бонз он не попал, очередь до него дошла только в ноябре сорок седьмого, когда начался процесс под названием «Министерский процесс» или «Вильгельмштрассе», по улице на которой располагались практически все министерства и правительственные учреждения Германии. Процесс длился год, еще четыре месяца размышляли над окончательным вердиктом. Из двух десятков подсудимых из МИДа, Рейхсканцелярий и Главного имперского управления безопасности полностью оправдали только двоих, остальные были осуждены на сроки от трех до 25-ти лет.
Начальник внешней разведки службы безопасности СД, бригадефюрер СС Вальтер Шеленберг был оправдан по всем пунктам, кроме членства в СС, за которое получил шесть лет. Их он не отсидел, в декабре пятидесятого был досрочно освобожден по состоянию здоровья.
Насладиться свободой не успел, через два года умер в возрасте сорока двух лет в клинике итальянского Турина где ему предстояла операция на печени. Однако мемуары написать успел. Их опубликовало швейцарское издательство, с которым он заключил контракт за год до смерти. В литературной обработке лучших редакторов издания рукопись бригадефюрера мемуары превратились в увлекательный шпионский бестселлер, которому прибавила популярности неожиданная и преждевременная смерть автора.
Большинство читателей представляют себе Шеленберга по обаятельному образу начальника Штирлица, созданному Олегом Табаковым в культовой советской киноэпопее. Родственники Шеленберга после просмотра были в восторге и закидали Табакова благодарственными письмами. Впрочем, этот образ был довольно точен. Как следует из психологической характеристики, составленной специалистами британских спецслужб во время допросов:
«Виртуозный актёр. Умеет использовать своё обаяние, и когда пускает его в ход, то создаётся совершенно правдоподобная иллюзия, будто говоришь с приятным, безобидным и довольно оригинальным молодым человеком… [Он] глубоко заглядывает в глаза собеседнику, словно пытаясь убедить его: «Посмотри, я говорю с тобой искренне, от всего сердца».
Однако, окончательные заключения немного портят благоприятную картину:
«На самом же деле Шелленберг — хладнокровный, всегда расчётливый реалист, ничего не оставляет на волю случая. Находясь в невыгодной ситуации, умеет создать нужное ему впечатление. Шелленберг знает, чего хочет и как этого достичь, если надо — пойдёт по трупам. Для него слова «дружба» и «верность» не имеют значения, не ждёт он этого и от других…
…, по общей оценке, подлый человек без понятий о верности и правилах приличий, доверять ему нельзя ни в коем случае…»
В мемуарах Шеленберг, без малейшего стеснения превозносит свой профессионализм, хорошее образование и безошибочное чутье аналитика, позволяющее ему просчитывать комбинации на много ходов вперед и выигрывать сложные партии.
Чего только стоит его легенда, что Сталин начал большую чистку в РККА благодаря фальшивке, сфабрикованной по идее Шеленберга в его ведомстве и подсунутой советскому вождю. Операция полностью удалась и перед войной командный состав РККА был значительно ослаблен. Более того, кроме оперативного успеха неожиданно свалился и финансовый, за информацию посланник Сталина немедленно выплатил запрошенные три миллиона рублей золотыми червонцам (Шеленберг настаивает именно на монетах), как только ознакомился с документами. Не вполне понятно только как сталинский эмиссар ухитрялся таскать с собой четверть тонны золота (один червонец 8,6 гр).
Несмотря на эти выдумки, он действительно был профессионалом, и многие из его воспоминаний если не полностью достоверны, то, по крайней мере достаточно близки к истине. Некоторые из его рассказов весьма любопытны.
В мемуарах Шеленберг заявляет, что первым понял, что поражение Германии после начала войны с Советским Союзом стало неизбежным и начал искать возможность выхода из этой ситуации. Тут он абсолютно не соврал. Действительно он не только в сентябре сорок первого (спустя какой-то месяц после того, как фактически возглавил внешнюю разведку) начал заниматься разработкой планов заключения сепаратного мира с союзниками, и устанавливать с ними контакты, но и продолжал это делать практически всю войну.
Так, осенью сорок первого через немецкого дипломата Хасселя, контактирующего с близким к правительству США американским банкиром Сталфортом он получает информацию о готовности Рузвельта заключить сепаратный мир в случае физического устранения Гитлера.
А еще через год через лангенбургского принца Макса Гогенлоэ выходит и на главу спецслужб США Аллена Даллеса. Однако аппетиты американцев растут, теперь фюрер нужен им живым для показательного процесса. Хассель так и не дождался результатов, стал активным участником заговора и после неудачного покушения на Гитлера, был арестован и повешен.
Что же касается Шеленберга, то он ни в каких заговорах участвовать не собирался. Еще в августе сорок второго он доложил обо всем Гиммлеру и дальше работал с его разрешения.
В конце войны по поручению Гиммлера Шеленберг проводит операцию «Модная шляпка», пытаясь выйти напрямую на Черчилля через Коко Шанель. Единственный полезный выхлоп этой операции — это то, что 35-ти летний Вальтер так очаровал 60-ти летнюю даму, что она переписывалась с ним все оставшиеся ему годы, даже когда он сидел в Нюрбергской тюрьме и похоронила его за свой счет.
Последняя попытка состоялась уже после смерти Гитлера, третьего мая. Шеленберг, с официальными полномочиями, как будущий помощник министра иностранных дел в правительстве Деница вылетел сначала в Копенгаген, а через три дня в Стокгольм для мирных переговоров при посредничестве графа Бернадота. Но англичане посредничество шведского Красного Креста отклонили, да и с СС особо разговаривать не хотели, да, по сути за считанные часы до капитуляции и смысла не было, миссия провалилась.
Шеленберг ставит себе в заслугу и то, что он первым разгадал план Сталина. По его мнению, Сталин сознательно заманил вермахт вглубь своей необъятной страны. Коммуникации будут растянуты, да и партизаны будут их резать, снабжение высосет огромные ресурсы. А когда они истощатся, будет нанесен решающий удар. К этому выводу он пришел, изучив допросы советских генералов.
Ну и добавил пару своих соображений. Надежды на то, что советский режим не получит поддержку народа, не оправдались. Завербованные военнопленные на подготовку которых тратились огромные суммы, при заброске на советскую территорию работе на Рейх предпочитали явку с повинной. А ведь:
«Они получали прекрасное питание и были хорошо расквартированы. Для них организовывались демонстрации пропагандистских фильмов и поездки по Германии. Они проходили массу проверок и считались надежными, но работать на Рейх не хотели», сетует Шеленберг.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Вдобавок, неоправданная жестокость вермахта на оккупированных территориях приводила к тому, что даже поначалу колеблющиеся примыкали к сопротивлению и начинали активно противодействовать захватчикам, разгорелась партизанская война. В итоге Германия вместо борьбы с РККА и неустойчивым, по их мнению, политическим режимом получил войну со всем народом огромной страны, сплотившимся вокруг национальной идеи уничтожения захватчиков.
В такой войне победить невозможно, да еще при наличии второго фронта. Следовательно, пока есть возможность следует срочно искать варианты заключения сепаратного мира с Британией и США. Этими соображениями Шеленберг поделился со своим шефом Гейдрихом, а тот, обсудив их с Гиммлером поручил Вальтеру подготовить доклад для Гитлера. Фюрер после прочтения оставил на докладе краткую, но емкую резолюцию: «Чушь!».
Тем не менее, как уверяет Шеленберг, немного позже к аналогичным выводам пришел и Мюллер. Правда, в отличие от Гиммлера и Гейдриха начал налаживать контакты не с Лондоном, а Москвой. И, по мнению Шеленберга, гораздо успешнее, с сорок третьего начал работать на Советский Союз, куда и сбежал в последние дни войны.
Впрочем, это хоть и не менее интересная, но совершенно другая история, к тому же весьма спорная, как и все сенсационные моменты в воспоминаниях Вальтера Шеленберга.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком????
А как Вы считаете, почему Гитлер не воспринял доклад всерьез?