За последние пару лет стало совершенно очевидно, что зенитные ракетные комплексы средней дальности играют куда большую роль, чем это предполагалось ранее. Более того, основная задача по приземлению различных объектов, включая особо сложные, ложится именно на их плечи. Сегодня мы поговорим о "Витязе", кадры работы которого Минобороны опубликовало впервые за очень долгое время.
Итак, в чём же причина возросшей роли ЗРК средней дальности? Как так получилось, что "монструозные" С-300 последних модификаций, и уж тем более С-400, всё чаще остаются в стороне, тогда как различные "Буки", "Панцири" и им подобные сбивают практически 90 процентов всех атакующих целей? А причина кроется в том, что эти 90 процентов - низколетящие малозаметные объекты, полётные задания которых составляются с учётом мест возможной дислокации всё тех же "Триумфов". У ЗРК средней дальности здесь имеется очень весомое преимущество, заключающееся в высочайшей мобильности - противнику труднее найти лазейку, что особенно заметно на примере третьего "Бука", но и нашего "Витязя", как оказалось, тоже - в ЗРК реализован принцип высокой автономности каждого отдельно взятого модуля, а значит их можно разнести по площади гораздо дальше друг от друга. Это и зону работы значительно расширяет, и на живучесть влияет положительно - накрыть одним ударом попросту невозможно. Да, и сняться с места гораздо проще, так как нет физической привязки к какому-то одному центру - своего рода "кочующий" ЗРК. Как нетрудно догадаться, с "Триумфом" данный финт уже не пройдёт, что и является его существенным недостатком в конкретной ситуации. В общем, если кратко, то задача С-400 в нынешних условиях - это приземление объектов на максимально возможной дистанции, тогда как С-350 возьмёт на себя всё вышеперечисленное.
Однако мобильность далеко не единственное преимущество "Витязя" против крылатых ракет и дронов. Есть ещё боекомплект. Известно, что на одной пусковой С-350 располагается 12 перехватчиков семейства 9М96. Это довольно много, особенно сравнивая с тем же "Триумфом", где на одой ПУ ракет всего 4. А ведь может быть и больше - с недавних пор применяется ЗУР 9М100, и принцип ровно тот же, что и у морского "Редута" - на место одной крупной ракеты ставим сразу 4 малогабаритных и получаем возможность сбивать цели на дистанции до 15 километров, закрыв тем самым ближнюю зону. Однако сколько этих самых пусковых у нашего главного героя - вопрос открытый. В одних источниках приводится цифра в 5 единиц, в других 8, в третьих 12 и больше. Кому верить? Данные разнятся, так как здесь ситуация следующая - с одной РЛС работает сразу 5 пусковых установок. Это что касается базового минимума, но в рамках одной системы радаров может быть 3 штуки, а значит и пусковых уже 15. Если всё верно, то максимальный состав С-350 предполагает развёртывание до 180 перехватчиков семейства 9М96, причём без учёта малогабаритных 9М100. Нужда в последних отпадает, так как судя по кадрам МО в паре с "Витязем" активно работает "Панцирь-С", задачей которого является приземление всего того, что умудрилось каким-то образом пробраться сквозь высочайшую плотность перехватчиков нашего главного героя. В любом случае, лишний ЗРПК не помешает.
Итак, что же такое эти 180 ракет и насколько их хватит? Ну, как минимум 90 атакующих целей, если брать с запасом, по две ЗУР - не самый лучший, зато надёжный сценарий. С другой стороны, эффективность семейства 9М96 уже доказана, причём против крайне сложных целей - например, GMLRS из состава системы залпового огня HIMARS в ходе недавнего эпизода. И МО поделилось конкретикой - обнаружение боеприпаса, ЭПР которого составляет жалкие 0.07 кв. м, произошло на дистанции аж в 90 километров. Это очень внушительный результат, подкреплённый реальными действиями - все 16 ракет были сбиты, хотя ранее это считалось архисложной задачей. Но в данном эпизоде справиться удалось не только благодаря огромному, особенно в сравнении с конкурентами, боекомплекту, но и самим ракетам. Дело в том, что все они оснащены ЗУР с активной ГСН, что является вторым неотъемлемым фактором успеха против отражения массированных атак. Вся суть кроется в алгоритме работы - когда перехватчик подходит к своей цели на несколько десятков километров, включается его собственная ГСН, захватывает атакующий объект, и нужда во внешнем подсвете отпадает - всё происходит автономно. То есть цель ещё даже не сбита, а на земле пусковая отправляет уже вторую пачку ЗУР уже по другим объектам. То есть перегрузить "Витязя" - задача не из лёгких. Таким образом мы имеем сразу три неоспоримых преимущества С-350 перед иными ЗРК - это высокая мобильность, огромный боекомплект и возможность атаковать множество целей за один раз.
Подводя итог хотелось бы отметить, что появление С-350 на поле боя - это очень важный фактор, благодаря которому эффективность атак противника должна и будет падать с каждым разом. Единственный вопрос - это массовое производство, что в свете эффективности вопросом оставаться не должно. Хотя недостатки, само собой, тоже существуют - это цена перехватчиков. Увы, но ЗУР с активной ГСН - удовольствие не из дешёвых, поэтому те же С-400 стали получать 40Н6 только пару-тройку лет назад. С другой стороны, крупная серия, а также работы по удешевлению и унификации, могут помочь с этим вопросом.