Коллективный Запад продолжает грозить России санкциями, которые могут быть применены, в частности, к «Северному потоку – 2». Но, чтобы понять на кого на самом деле они окажут воздействие, надо вспомнить, что из себя представляет этот проект, и оценить последствия, если от него будут вынуждены отказаться.
Начнём с последних новостей. Все СМИ говорят о том, что сертификация «Северного потока – 2» затягивается. Это неправда. Сертификация магистрального трубопровода «Северный поток – 2» завершена. Обе нитки заполнены газом и готовы в любой момент начать работу. Оценку наземного оборудования, правильности маршрута, точности насыпки гравийной подушки на дне моря, чтобы трубы лежали ровно, проводило Датское энергетическое агентство. Никаких нареканий выявлено не было, Горное управление города Штральзунд выдало соответствующие сертификаты о соответствии техническим нормам.
То, что для краткости термин «сертификат о соответствии техническим нормам» сократили до слова «сертификация», что и вызывает недопонимание у читателей — заслуга господ журналистов из многочисленных СМИ, не более того.
Документы о том, что техническая сертификация газовой магистрали проведена, поступили сначала заказчику – компании Nord Stream 2 AG, зарегистрированной в Швейцарии, затем, в ноябре прошлого года, были переданы Федеральному сетевому агентству Германии (BNetzA) с тем, чтобы оно могло продолжить процесс сертификации юридического лица в качестве независимого оператора магистрального газопровода «Северный поток – 2».
Подчеркну, то, что мы наблюдаем сейчас, это сертификация не трубопроводной системы, а юридического лица в качестве независимого оператора.
В начале сентября 2021 года Федеральное сетевое агентство сообщило, что заявка на сертификацию юридического лица с названием Nord Stream 2 AG, получена и претензий к сопроводительному пакету документов к заявке нет.
С 2009 года в Евросоюзе действует так называемый Третий энергопакет, составной частью которого является Газовая директива. Все положения этого нормативного акта были имплементированы в законодательство Германии в 2015 году.
Согласно Третьему Энергопакету, в Евросоюзе должна быть обеспечена высокая конкуренция в энергетической сфере, что в свою очередь должно привести к снижению цен для потребителей.
Однако в мае 2019 года Совет Европы проголосовал за внесение поправок в Газовую директиву, которые в ноябре этого же года стали частью немецких нормативных актов. Согласно новым инструкциям, BNetzA не имеет права сертифицировать компании, не находящиеся в юрисдикции Европейского союза.
То есть, приняв документы от швейцарской Nord Stream 2 AG (напомню, что Швейцария не входит в ЕС), немецкое агентство не учло новые инструкции. Однако признавать ошибку вслух ни один бюрократ ни в одной стране не умеет. Поэтому была принята компромиссная формула решения вопроса в виде "приостановки" сертификации.
Подчеркну: приостановка – это не отказ.
Требования, которые сейчас необходимо выполнить швейцарской компании для продолжения процедуры - зарегистрировать в юрисдикции Германии дочернюю компанию (регистрация проведена в январе 2022 года, название компании - Gas for Europe), передать ей в собственность ту часть трубопровода, которая находится в немецких территориальных водах, и наземную инфраструктуру по приёму и передаче газа.
Никакой политики тут нет, и с этим соглашаются представители Nord Stream 2 AG. Заявление министра иностранных дел Германии Анналены Бербок о том, что проект «Северный поток - 2» «не полностью» соответствует европейскому праву на сегодняшний день не противоречит истине.
Заявление Федерального сетевого агентства, что сертификация юридического лица закончится в самом конце первого полугодия, - тоже чистая правда.
Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок.
Алгоритм действий был известен: до 4-х месяцев на процедуру сертификации у BnetzA, однако агентство не выносит окончательного решения. Документ, который выходит из его недр называется «Проект решения». Следующий этап – проверка со стороны министерства экономики и энергетики ФРГ, не несет ли «Северный поток – 2» рисков и угроз газовой обеспеченности страны. У министерства по имеющимся инструкциям на это отведено до двух месяцев. Но и это ещё не окончательное решение, так как сухопутное продолжение газопровода выходит за пределы территории Германии. Соответственно, после того как министерство экономики и энергетики ФРГ даст свою оценку, документы передаются в Еврокомиссию с тем, чтобы та, в свою очередь, оценила, не несёт ли этот проект рисков и угроз газовому обеспечению всего Евросоюза.
Что же произошло у нас на глазах? Министерство экономики и энергетики, не дожидаясь, когда появится проект решения Федерального сетевого агентства, свой вердикт уже вынесло: «Проект «Северный поток – 2» не несет никаких рисков и угроз газовому обеспечению Германии».
Это было сделано в тот момент, когда новое правительство Германии ещё не было приведено к присяге. А значит, новый федеральный канцлер Олаф Шольц освобождён от принятия решения по этому вопросу и от лишнего давления со стороны «мировой общественности».
После того как Gas for Europe подаст свой пакет документов, у Федерального сетевого агентства на рассмотрение останется в распоряжении один месяц и три недели; разрешения от министерства экономики и энергетики ждать уже не нужно; на проверку проекта Европейской комиссией выделено два месяца. В том случае, если Еврокомиссия сочтёт, что ей не хватает информации, она имеет право на дополнительный запрос, что может отодвинуть решение ещё на месяц. Итого – три месяца для вынесения вердикта евробюрократами. Если Gas for Europe подаст документы в феврале, то процесс сертификации действительно завершится в самом конце первого полугодия (если, конечно, не произойдёт ничего неожиданного).
Следующий миф, который витает в умах противников «Северного потока – 2», заключается в утверждении, что если санкции против этого проекта будут введены, то пострадает Россия и никто больше. Это неправда по той простой причине, что «Северный поток – 2» это не российский, а российско-европейский проект.
В качестве инвесторов проекта «Северный поток – 2» участвуют Газпром (Россия), Engie (Франция), OMV (Австрия), Shell (Англия и Нидерланды), Uniper (Германия), Wintershall Dea (Германия)
В апреле 2017 года было принято окончательное инвестиционное решение по его строительству, согласно которому 50 процентов средств было внесено «Газпромом», оставшиеся 50 процентов - пятёркой европейских компаний, среди которых две немецкие – Wintershall Dea и Uniper, французская Engie, англо-голландская Royal Dutch Shell и австрийский концерн OMV. Сметная стоимость проекта – около 10 млрд долларов.
Соответственно, неработающий «Северный поток – 2» - это санкции не только против «Газпрома», но и против перечисленных пяти компаний. Стоит также учесть, что труба прокладывалась не просто так, а для того, чтобы российский газ добрался до потребителей в Европейском союзе, что подразумевает целую систему магистральных газопроводов, являющихся сухопутным продолжением «Северного потока – 2».
В немецком местечке Грайфсвальд на берегу Балтийского моря начинается газопровод EUGAL, который доходит до границы с Чехией. У него имеется ответвление в район Берлина. За счёт этого ответвления трубопровод оказывается вписан в распределительную систему страны и перестаёт быть для Германии транзитным. Таким образом преодолеваются ограничения со стороны Третьего энергопакета, запрещающие бронировать одним поставщиком более 50 процентов мощностей газопровода. Чехию газопровод пересекает уже под названием Capacity4Gas, который тоже «вписан» в газораспределительную систему республики. Оба упомянутых газопровода вместе со всей сопутствующей инфраструктурой обошлись компаниям, которые их строили, в 2,5 млрд долларов каждый.
После того, как труба вновь возвращается на территорию Германии, в сторону Франции уходит вторая нитка газопровода MEGAL. Это ещё 2,5 млрд долларов. Кроме того, появляется ответвление MEGAL Suid, по которому российский газ доберётся до конечной точки маршрута – газового хаба Баумгартен, расположенного в Австрии. И это ещё 2,5 млрд долларов. А теперь давайте сосчитаем, против кого же, собственно говоря, пытаются ввести санкции? Против «Газпрома», который внёс 5 млрд долларов, или против всего множества европейских компаний, которые инвестировали 15 млрд?
Схема основных газопроводов Европы.
Если всё это учесть, то становится понятно, почему Джо Байден много говорит о санкциях, но ничего не делает, чтобы их ввести. Вряд ли ему нужен конфликт со всеми европейскими компаниями, которые уже вложили свои деньги (все сухопутные продолжения «Северного потока – 2» построены и введены в эксплуатацию).
Напомню, что в 2019 году (ещё до того, как швейцарские корабли сбежали из Балтийского моря) в Германии появилось открытое письмо руководителей компаний Wintershall Dea и Uniper в адрес правительства ФРГ, в котором они вежливо напоминали о том, что, когда подписывались в 2017 году документы об инвестициях в «Северный поток – 2», в Европе действовал закон о защите прав инвесторов.
А он предусматривает сохранение тех условий, которые были на момент осуществления вложений. Если из-за действий федерального правительства Германии условия ухудшаются, компании, в целях защиты своих инвесторов, имеют право обратиться в суд. Инвестиции со стороны всех европейских компаний не содержали ни одного цента государственных денег. А значит, если проект не заработает, инвесторы имеют право попросить свои деньги назад, но не в объёме сметной стоимости, а с учётом всех издержек и упущенной выгоды. В итоге, государство будет вынуждено залезть в карман налогоплательщика, о чём и предупреждалось в письме.
Что касается Nord Stream 2 AG, то её реакция на изменившиеся условия была мгновенной. Сразу после того как были применены положения Третьего энергопакета, предусматривающие ограничение мощности «Северного потока – 2» на 50 процентов, был подан иск в Земельный суд Дюссельдорфа. После того, как суд был проигран, компания подала апелляцию в Верховный суд Германии. Процесс идёт. При этом сертификация и судебные иски друг друга не исключают, а идут параллельно.
Европейские компании в суд пока не подавали. Думаю, что они ждут прецедента, который создаст Nord Stream 2 AG. А дальше – уже по накатанной. Если иски будут поданы, то для нынешних европейских политиков перспективы нового электорального цикла окажутся туманными.
В результате объявленных санкций США против проекта «Северный поток — 2», швейцарский морской подрядчик Allseas Group SA вывела из Балтийского моря суда, которые занимались прокладкой трубопровода «Северный поток — 2»
Так что, шума вокруг проекта «Северный поток – 2» много, но это не мешает его спокойному и уверенному продвижению вперёд — в том темпе, который позволяют бюрократические инструкции Германии и Евросоюза.
А появление новой компании – Gas for Europe, которой будет передано право собственности на участок трубы, находящийся в немецких территориальных водах, и наземной инфраструктуры, должно полностью снять ограничения Третьего энергопакета.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Борис Марцинкевич, специально для подписчиков канала Кочетов Алексей.