«... мы выставили 100 000 партизан для помощи наступающим немецким частям вермахта, вырезали всех своих евреев и коммунистов, стреляли в спину красноармейцам, помогая "освобождению Литвы от диких орд жидо-коммунистов", а нас немцы за людей не считают?!»
Из интервью Г. Койфмана с полковником госбезопасности в отставке Н.Н. Душанским, который в 1940–1950 гг. активно боролся с бандитизмом в Прибалтике:
Литва (Мемель) встречает Гитлера "Большая часть литовского народа хотела спокойно жить и работать, в подпольной или в «лесной» войне не участвовала и приняла новый советский режим, хоть и «со скрипом», как «неизбежное, но меньшее зло». Не считая бывших офицеров Литовской армии, в леса ушли воевать только бывшие бандиты-каратели (залитые чужой людской кровью по макушку и знавшие, что пощады им от Советской власти никогда не будет), кулаки и дезертиры, и, к сожалению, часть «зеленой» молодежи, одурманенной националистической пропагандой. И даже националистически настроенная, ориентированная на Запад, литовская интеллигенция и духовенство со временем осознали, что братоубийственная война не приведет к независимости.
Мне приходилось с такими людьми много общаться, они понимали, что, оказавшись между «молотом и наковальней», между битвой двух империй, после нового передела мира Литва только выиграла от того, что являлась в составе СССР частью антигитлеровской коалиции.
В 1940–1941 годах многие из них уповали на приход немцев, хотя было ясно, что Гитлер никогда не признает литовцев арийцами и никогда не признает Литву независимым государством, достаточно вспомнить его выступление в Мемеле.
М1: К слову, после речи и подписания документов Гитлер встретился с уполномоченным правительства Великобритании в Клайпеде (уже Мемеле), который передал Гитлеру заявление британского премьер-министра Н.Чемберлена, что тот "полностью понимает необходимость урегулировать этот вопрос (аннексию Мемельского края) именно теперь, хотя не может сказать об этом открыто". Даже литовские нацисты не смогли добиться от немцев для себя независимой политики и своего государства. В октябре 1941 года генерал Прапуленис вместе с другими руководителями «Фронта литовских активистов» Мачекасом и Пундзявичусом послали Гитлеру и Браухичу «Меморандум», в котором жаловались на то, что отношение немецких оккупационных властей к литовцам еще хуже, чем отношение Советов, они писали, что как же это так (текст привожу примерно, по памяти),
«... мы выставили 100 000 партизан для помощи наступающим немецким частям вермахта, вырезали всех своих евреев и коммунистов, стреляли в спину красноармейцам, помогая "освобождению Литвы от диких орд жидо-коммунистов", а нас немцы за людей не считают?!
Дайте нам независимое государство, мы ведь ваши союзники, дайте нам возможность вновь создать свою армию, мы оправдаем доверие, поможем в борьбе с "большевистской заразой"...» и так далее.
Гитлер отреагировал на это письмо своеобразно: были ликвидированы все самостоятельные литовские государственные учреждения, оставлено только местное самоуправление и литовский «губернатор» Кубилюнас, а почти все уже сформированные литовские полицейские батальоны были отправлены на проведение карательных операций по истреблению гражданского, в основном еврейского населения, и на борьбу с партизанами за пределами Литвы".
Источник: Душанский Нахман Ноахович,
https://www.rubaltic.ru/context/17122018-my-vyrezali-vsekh-svoikh-evreev-i-kommunistov/