Как-то в ЧГК был вопрос о разбойниках. Перед ними было два соседних почти одинаковых села – потенциальные объекты для нападения. Но в одном было мало печей для хлеба, а в другом – много. На какое село лучше напасть разбойникам? Если память мне не изменяет, знатоки тогда ответили, что разбойники при прочих равных нападут на село, в котором много печей, потому что оно богаче.
Разбойники, действительно, выбрали то село, в котором было много печей. Но совершенно по другой причине.
В селе, где печей было мало, люди жили гораздо дружнее, раз они могли договориться о совместной выпечке хлеба. И значит нападать на него было опаснее. Дружные люди легко собираются вместе для совместного отпора.
В Норвегии есть хорошее понятие –
Dugnad. Это норвежское слово буквально означает "помощь" или "поддержка". Обычай совместной работы на благо общества имеет корни в истории Норвегии, но в том или ином виде он когда-то существовал в большинстве аграрных общин по всему миру.
В Норвегии дугнад традиционно использовался для таких серьезных работ, как корчевание пней, заготовка сена и строительство домов - а завершалось всё пиром на всю деревню. Для нации крестьян и рыбаков дугнад был своего рода общественной программой страхования. Люди бескорыстно помогали друг другу, а в результате все знали - если будет нужно, тебе всегда помогут.
Сегодня дугнад означает неоплачиваемую добровольную работу, выполняемую вместе с группой других волонтеров - и на благо местной общины, и на благо всей страны. Традиция настолько укоренилась в культуре современной Норвегии, что в 2004-м "дугнад" объявили словом года. Фактически это тот самый субботник, который из под палки совершенно не прижился в России.
В городах дугнад - это как правило уборка территории и уход за деревьями в жилищных кооперативах. В сельской местности соседи часто помогают друг другу ремонтировать дома или гаражи. Дугнады - обычное дело в детских садах и начальных школах, где часто бывает необходим мелкий ремонт.
Спортивные дугнады часто помогают маленьким небогатым командам сэкономить на транспорте, напитках, судьях и медперсонале. Для них это важнейший ресурс, помимо прочего укрепляющий общинный, командный дух. Но спортивный дугнад может принимать и более внушительные размеры. Да, в Норвегии всего-то около 5,3 млн жителей, но эта нация славится своими спортсменами и мировыми рекордами.
На "Кубок Норвегии" приезжают молодежные команды со всего мира. И его участники часто говорят, что совершенно невозможно понять, кем на самом деле работают и из какого слоя общества волонтеры, его обслуживающие. Водитель автобуса или гендиректор крупной компании - на эту неделю все одеты в единую униформу, таскают сумки команде, к которой прикреплены, развлекают и подбадривают детей и спят на матрасах в школьном спортзале.
Влиянию дугнада приписывают и то, как выглядит организация рабочей жизни в Норвегии: начальства мало, иерархии почти никакой, общение неформальное. Иностранцу порой очень трудно понять, кто в норвежской фирме босс, а кто рядовой сотрудник.
Для экономики это тоже очень полезно. В секторе неправительственных организаций страны добровольная помощь приносит около 8,8 млрд долларов - больше, чем работа оплачиваемых сотрудников (6,435 млрд долларов) этого сектора, что в 2014 году составляло около 5% всего ВВП континентальной Норвегии.
Интересно, что те, кто зарабатывает больше и лучше образованны, обычно более охотно принимают участие в оказании добровольной помощи.
via