Норвегия и Россия — нефтяные страны. Ясно, что значительную часть в экономике будет составлять экспорт нефти. В плане России мы в этом убедились тогда, когда цена на нефть резко стала снижаться, и этот момент обвалил рубль радикально.
Следовательно, интересно рассмотреть, каким образом нефтяные доходы используются в этих двух странах мира. Почему в одной стране доходы остаются, а в другой — отправляются за границу?
Подход России
Нефтяные доходы России — тема актуальная в начале 2000-х годов. В 90-е, конечно, это тоже имело место, но тогда нефть была очень дешевая, причем в отдельные периоды она была настолько дешевой, что ее продавать было менее выгодно, чем добывать. То есть у России есть такая проблема, что нефть нужно довольно долго доставлять, что тоже весьма существенные затраты.
Поэтому добыча нефти в 90-е была хуже организована, но тогда и доходы в основном прямо доставались нуворишам вроде Ходорковского, Березовского или Абрамовича, а не государству.
С 2000-х годов, когда действительно доходы от нефти стали значительными, у государства был выбор: либо тратить деньги на модернизацию экономики, либо на что-то еще. Выбрали второй вариант. Фактически Кудрин предложил свободные деньги от продажи нефти использовать для скупки ценных бумаг США, а остальное отправлять в различные «резервные фонды».
То есть нефть стала не источником роста зарплат, пенсий, пособий, а она стала в основном подушкой безопасности, то есть шанс преобразовать страну был с таким подходом потерян на долгие годы.
Подход Норвегии
В Норвегии доходы от нефти в основном идут в Народный фонд, где вкладывают эти деньги для того, чтоб их увеличить. За счет средств от продажи нефти увеличиваются зарплаты, пенсии и социальные права. Также регулярно происходит модернизация экономики, строительство дорог, школы, больниц и так далее.
На данный момент доходов в народном фонде более 1 трлн долларов, то есть этих денег хватит не только нынешним гражданам, но еще их детям и внукам. Причем доходы фонда постоянно растут, потому что деньги вкладывают разумно, а не в Роснано или нечто подобное.
В Норвегии есть четкое понимание, что нефть — богатство для всех граждан страны, а не только для узкой группы. Подход же России отличается в том плане, что с 2000 года как раз 1 трлн долларов находится не в народном фонде, а в офшорах.