После продавливания закона о ликвидации русских школ в Латвии националисты делают абсолютно логичный следующий шаг – запрещают русский язык в русских детских садиках. Причем делают они это c особенным цинизмом – руками вроде как бы русского мэра Риги Нила Ушакова и его партии «Согласие», которая давно заслужила, чтобы её называли партией Согласия с нацистами.
«Сразу несколько воспитателей из разных русских детских садов Риги рассказали информационному агентству Sputnik Латвия о том, что в этом году в их учреждения стали особенно часто приходить различные проверяющие и представители Рижской думы. И если одни просто смотрели, как идет работа, и изучали документы, то другие в «доверительных разговорах» наставляли администрацию и воспитателей, как они должны себя вести, чтобы их детсад прошел все проверки и продолжил работу.
Вот лишь некоторые гласные и негласные правила, о которых сообщили воспитатели:
По мере возможности надо открывать в русских садиках двуязычные, а лучше латышские группы. Администрация при выборе сотрудника для работы с русскими детьми обязана отдавать предпочтение латышскому кандидату. Латышский воспитатель при общении с русскими детьми может вовсе не переходить на их родной язык, приучая к латышскому.
Русский воспитатель при общении с русскими детишками обязан больше половины слов произносить по-латышски. А если он услышит, что ребенок все время старается говорить только по-русски, исправлять его, чтобы больше слов произносил на государственном языке
Русские педагоги между собой должны беседовать только на латышском, а сотрудники администрации тем более. Русские педагоги не должны говорить с русскими родителями по-русски, даже когда поблизости нет никаких посторонних.
Во всей этой истории есть изюминка: одна воспитательница была латышкой, которая специально делала все, чтобы отточить русский язык для работы в садике с детьми нацменьшинств.
Я русский всегда любила: и книги читала, и большинство друзей у меня вовсе не латыши. Наконец, мне с русскими детишками всегда интересней — они живее, что ли, более открытые», — пояснила воспитательница.
«Представьте себе, вызывает нас руководитель садика на встречу с «дорогими гостями» из Рижской думы, и я слышу правила, как надо работать с русскими детишками, как общаться с их родителями, с моими коллегами. Мне это было слышать особенно смешно. Такой, знаете, смех – близкий к несмешной истерике. Особенно забавным было то, что среди гостей был русский член партии «Согласие», который чуть ли не больше всех говорил о разных правилах. При этом сам весьма плохо говорил на моем родном языке. Какое-то царство абсурда!
Выходит, что прав был «зеленый» Айварс Лембергс, который недавно сказал, что «в латышизации Ушаков даст фору националистам».
Зачем им это надо?
Зачем нацисты это делают руками русскоязычных коллаборационистов (русскими у меня лично их язык не поворачивается) – это как раз понятно. Партия Согласия с нацистами – реальный претендент в борьбе за место у госкормушки. Показать во всей красе насквозь шелудивое нутро русскоязычных русофобов – значит отцепить от них русский электорат, а это, как не крути, 25% голосов.
Если этого не произойдёт, и партия Согласия с нацистами сохранит свою электоральную базу, тогда можно смело говорить или о массовой потере зрения и слуха русских избирателей или о такой же массовой поддержке продекларированных «согласосами» «достижений». Ну, или о высоком профессионализме сильного политтехнолога из США, которого Ушаков взял в свою команду, и с которым собирается вести предвыборную кампанию.
Зачем это делают русскоязычные коллаборационисты?
«Шалуны» из вроде как русской партии Согласия, которые недавно горячо одобрили однополые браки, уже давно и прочно стоят на резко антироссийских русофобских позициях, в рамках которых:
а) Крым – это Украина;
б) СССР оккупировал Латвию, и Россия, соответственно, должна платить и каяться;
в) НАТО – это круглосуточное благо и счастье.
Причем это не только слова. Это еще и конкретные дела — c 2009 по 2015 год Ушакову удалось закрыть 19 русских школ, за что он был удостоен похвалы «Большого Брата» и аудиенции у ныне покойного мистера Маккейна. Их можно понять. Государственная кормушка манит возможностью наконец-то перейти в лигу местных олигархов. Однако вход туда дозволен только патентованным русофобам и патент этот требуется заслужить. Вот и стараются, болезные, как умеют…
Зачем это делают нацисты?
Действительно, зачем? Любому, хоть немного знакомому с основами языкознания, ясно, что сохранение и развитие языка зависит не от количества знакомых с ним представителей других национальностей. Сохранение и развитие языка – дело вообще сугубо семейное – внутринациональное.
Чтобы язык развивался, требуется, чтобы на нем писались научные работы, формировались инновации, создавалась техническая документация и трудовые коллективы. Если ничего этого нет, то язык гарантированно переходит в этнографическое состояние и никакими драконовскими методами этот процесс не остановить.
Знают ли это туземные латышские нацисты? Конечно знают. Тогда почему их действия направлены строго в противоположную сторону – национальная экономика уничтожается, производства закрываются, титульное население из страны выдавливается собственным националистическим правительством. Они что, этого не понимают?
Считаю, что прекрасно понимают. Им нужен не латышский язык и не освоение этого языка русскими. Им позарез нужен межнациональный конфликт для оправдания перед собственным, еще пока остающимся в Латвии, электоратом, который 30 лет назад обещали взять в господа, а в результате не берут даже в холопы.
Полноценный, бурный и острый межнациональный конфликт позволит пребывающим во власти нацистам объяснить, почему Латвия – не Швейцария и уже никогда ею не будет. А если в такой конфликт удастся втянуть Россию, он не просто спишет все ошибки, всю некомпетентность и вороватость при управлении государством, но и позволит горе-властителям резво свалить и комфортно разместить свои тушки где-нибудь на берегу женевского озера в статусе правительства в изгнании на содержании Большого Брата.
Именно поэтому больше трэша. Именно поэтому провокация за провокацией. Именно поэтому демонстративное давление на детей, которое будет только увеличиваться. Другого выхода у нацистов нет. Или конфликт с собственным электоратом, или экспорт конфликта в область межнациональных отношений.
А Латвия и латышский язык тут вообще не при чем. Это для латышских нацистов всего лишь инструменты, причём исключительно разового пользования. И детей им не жалко. Ни русских, ни латышских. Их собственные дети уже давно разговаривают на английском…
Сергей Васильев