Настоящее женское ремесло. Алтайская мастерица возродила ткачество ручной работы
Ольга Рудаенко уверена: в эпоху масс-маркета именно ручной труд дарит вещам особую ценность - душу. Как ремесленница из сибирской глубинки превратилась в успешного мастера, покорила онлайн-пространство и научилась использовать искусственный интеллект для продвижения дела - в нашем материале.
Все подробности - здесь
Корни
Шестнадцать лет назад Ольга Рудаенко кардинально изменила свою жизнь, оставив профессию бухгалтера ради ручного ткачества. Дело нравилось ей уже давно, и это неудивительно: она родилась в деревне и с детства видела примеры ручной работы - тканые дорожки, вышивки и кружева. Маленькой девочкой мастерица наблюдала за работой станка. Воспоминания об этом, пусть и не четкие, остались в ее памяти.
Но началось все с мастер-класса по ткачеству традиционных браных поясов. Ремесленнице помог осваивать технику муж. Результатом труда стал красочный пояс с традиционным орнаментом, который Ольга Рудаенко подарила своей маме. Затем последовали и другие подарки родным.
Позже у мастерицы возникло более амбициозное желание - создать тканую дорожку для дома. Муж поддержал эту идею и собственноручно изготовил ткацкий станок. С этого момента ремесло полностью увлекло ее.
«Когда я была в отпуске по уходу за ребенком и начала заниматься ручным ткачеством, поняла, что для женщины - это самое настоящее ремесло, - говорит Ольга Рудаенко. - И со временем я заметила, что те же шарфы доставляют огромное удовольствие женщинам, которые их носят, ценят и любят. А коврики и дорожки сейчас есть у многих в квартирах. Так что это все востребовано и этим можно как-то жить».
Новые горизонты
В начале творческого пути Ольга Рудаенко представляла изделия на сайте «Ярмарка Мастеров» и изредка на городских мероприятиях. Сейчас она сменила фокус на онлайн-пространство, а именно на социальную сеть «ВКонтакте». Мастерица хочет увеличить продажи и активности в группе, поэтому посещает занятия в центре «Мой бизнес».
Там, на встречах, специалисты делятся тонкостями ведения бизнеса, продвижения в соцсетях и использования искусственного интеллекта. И если раньше ремесленница сторонилась ИИ, предпочитая все писать самостоятельно, то сейчас, благодаря обучению, она тактично использует его в работе.
«Я пишу пост, выражаю свои мысли и эмоции, а потом обращаюсь к ИИ. У нас с ним уже свой чат, он знает, как я пишу, чувствует меня, подстраивается и постоянно направляет. Например, если я пишу слишком эмоциональный пост, он предлагает сделать его более продающим», - говорит мастерица.
Индивидуальный подход
Ольга Рудаенко создает шарфы, палантины, дорожки, коврики, а также традиционные пояса для участия в фестивалях культуры Алтайского края и Новосибирской области.
Наибольшим спросом у мастерицы пользуются шарфы: «Женщины, да и мужчины, любят создавать свой образ с помощью такого важного, на мой взгляд, аксессуара».
Также у нее часто приобретают палантины. Ольга Рудаенко связывает это с тем, что она использует в работе исключительно натуральные материалы: вискозу, хлопок, меринос, кашемир, шелк и лен.
На создание одного шарфа у мастерицы уходит от трех до четырех дней, а иногда и до недели, в зависимости от толщины нити и сложности работы. Ремесленница призналась, что не стремится к скорости и массовому производству. Главное для нее - творческий процесс и удовольствие от созданного изделия, а не стремление продать как можно больше.
«Я не использую готовые схемы для клеток. Под каждую работу создаю свою, комбинируя цвета и нити. Получается индивидуально, и подписчики уже узнают мою клетку», - добавила Ольга Рудаенко.
Выход в свет
Участие в выставке «Ладья» оказалось для мастерицы ценным опытом. Помимо продаж, ярмарка предоставила возможность подписчикам из Москвы, которые составляют значительную часть ее аудитории, увидеть работы вживую и познакомиться с ней лично.
«Они видят фотографии, читают мои посты, а тут могли подойти, посмотреть и пообщаться со мной», - говорит ремесленница.
Помимо непосредственных продаж на ярмарке, участие в «Ладье» привело к новым заказам и установлению долгосрочных контактов: «Люди берут контакты, пишут, были заказы. Это очень полезно».
В эпоху машин
С появлением мануфактур и заводов ручное ткачество утратило роль в массовом производстве одежды. Машинное производство оказалось эффективнее, и ручной труд постепенно стал ненужным.
Фабричные вещи, которые сейчас легко купить на любом маркетплейсе, безусловно, удобны и доступны, говорит Ольга Рудаенко. Но если присмотреться, становится очевидно, что им чего-то не хватает.
«Любая ручная работа одухотворена. Вещи с маркетплейса не плохи, просто у них нет души», - добавила ремесленница.
Меры поддержки мастерице оказали по нацпроекту «Эффективная и конкурентная экономика» (участие в выставках: «Ладья. Весенняя фантазия», «Ладья. Зимняя сказка», образовательных мероприятиях центра «Мой бизнес»).