Завидное упорство
Читая статью в "Известиях" "Никто не забыт, ничто не забыто", Василий Иванович Чукалов, ветеран комбината "Ураласбест", узнал те места, где девятилетним ребенком вместе с матерью, бабушкой и маленькими сестренками находился в гитлеровских лесных лагерях под Барановичами в Брестской области.
Жила простая, работящая семья на калужской земле в деревне Андреево-Палики, по-своему счастливая, растила троих детей. Но вот пришла непрошеная, проклятая война, подхватила, закружила и Чукаловых.
Глава семьи, Иван Иванович, председатель колхоза, занявшись эвакуацией общественного добра и документации, не успел позаботиться о родных, а когда хватился, было уже поздно. Сам он ушел на фронт и геройски погиб.
Его жена, Ольга Григорьевна, с малолетними детьми и старой свекровью оказалась на оккупированной территории. Сосед Е. Г. Пронькин (не любивший в свое время платить Советской власти налоги) сразу же указал полицаям на избу: "Вон комиссарово отродье".
Так их выгнали из родного очага, погрузили в товарняк и повезли. Оказались Чукаловы в Барановических лагерях. Холодные, темные, сырые строения с земляным полом. Территория разбита на секции.
Василий Иванович вспоминает:
- У каждого узника только и было, что свой котелок да ложка, которой хлебали баланду из нечищенной картошки. Мы, мальчишки, иногда воровали полусгнившие клубни с повозок, обслуживающих пищеблок. Съедали их тут же немытыми и сырыми, и постоянно испытывали голод Каждое утро спецподводы собирали по секциям умерших. Бабушка и младшая сестра погибли.
... Потом опять была трудная дорога в неизвестное, везли в вагонах для перевозки скота Однажды ночью поезд остановился в лесу, началась стрельба. Это партизаны заранее разобрал железнодорожный путь, перебили охрану, сбит замки, открыли вагоны: "Вы свободны!".
Свободны, но куда идти, когда земля оккупирована врагом, а тебе всего девять лет. Старик; женщины, дети, больные от голода и холода, направились группами куда глаза глядят. Чукаловы попали в глухую деревушку, где их приютил старый де д
Только в сентябре 1945-го семья Чукаловы:-потерявшая за войну троих, вернулась домой Деревня сожжена. Какое-то время жили в окопах Весной 1946 года, прежде чем пахать землю, крестьяне убирали с полей останки воинов и складывали в братскую могилу. Чудом сохранившиеся документы погибших сдавали в сельсовет. В этой работе помогали и школьники.
Не сладко жилось, но постепенно вставали на ноги. Дети учились с большим старанием. После семилетки Василий по приглашению дяди приехал на Урал, чтобы приобрести профессию. Увидел объявление о наборе на учебу в Асбестовскую школу ФЗО. В ту пору директор ФЗО Григорий Иванович Дубленных, выслушав, сказал:
- К сожалению, набор в эту группу закончен могу предложить лишь профессию забойщика.
Сказал спасибо и за это.
Был Василий мал ростом, одет плохо. А люто вал декабрь 1952 года.
Как сложилась дальнейшая судьба В. И. Чукалова, многие асбестовцы знают. Мечта не покидала паренька. Работая слесарем в депо, без отрыва от производства посещал занятия в учебном комбинате треста "Союзасбест". Уже машинистом он уходил служить на действительную. Вернулся Асбест, три года учился в ШРМ, затем на вечер-нем отделении горного техникума и водил электро-возы. Впоследствии стал машинистом-инструктором, начальником смены.
В родном коллективе горняков Центрального рудоуправления он прошел не только школу мастерства, но и гражданственности. Рабкор стенной и городской печати, народный контролер, председатель совета мастеров комбината "Ураласбест’.
Анна ПОПОВА