Мои корни
Удивительная встреча с удивительным человеком. Сотрудник Центральной библиотеки имени Н. В. Гоголя Ольга Ивановна Попова уже на протяжении 14 лет планомерно изучает свою родословную.
— Я стала заниматься изучением родословной в 2010 году благодаря своему старшему внуку, который начал задавать вопросы. Он интересовался историей, читал энциклопедии и задавал мне вопросы, на которые я ответить не могла. Я поехала в архив, — начала рассказ Ольга Попова.
На сегодняшний день у Ольги Ивановны прочерчена карта рода на девяти метрах миллиметровой бумаги. Оказалось, это самый удобный вариант фиксации данных о своих предках. А самый «древний» предок из найденных и зафиксированных в родословной Ольги Ивановны родился в 1640 году.
— Я изучаю восемь родов: четыре рода по маме и четыре — по папе. Мама из Шенкурского района, а папа — из Онежского. Мне повезло, что все из одной области, потому что наш архив очень хорошо сохранился, так как в годы Великой Отечественной войны эта территория не была «под немцами». Так что если предки из Архангельской области, то докопаться можно очень далеко. И мне повезло, что мои предки жили достаточно оседло, — продолжила Ольга Ивановна.
Действительно, то, что Архангельский архив оцифровал метрические книги, переписи, ревизские сказки, духовные росписи, очень облегчает жизнь тем, кто стремится узнать свой род. В мае 2023 года появилась возможность работать с документами из дома. Для этого достаточно купить подписку.
Однако начинать изучать свою родословную точно стоит не с этого.
— Если человек хочет заняться изучением своей родословной, ему надо идти от себя: я, мама с папой, бабушки и дедушки. Если кто жив, всё у них расспросить. Когда я начала этим заниматься, у меня из старшего поколения была жива только тётушка, мамина сестра. И я к ней ходила полгода, наверное, каждую пятницу, и она мне рассказывала, а я записывала. Мы с ней восстановили схему дома. Потом начала собирать документы XX века: свидетельства о рождении, о браке, о смерти. Это основа. Рекомендую круговую схему строить в первую очередь. Её можно из Интернета распечатать, — поделилась своим опытом и советами наша собеседница. — Но сразу скажу, что, если нет терпения, лучше не начинать. За месяц, два, три вы родословную не сделаете, на это уйдут годы. Ну и предстоят финансовые траты.
Изучение родословной сегодня становится всё популярнее. Знание истории своей семьи помогает людям лучше понять свои корни, культуру и традиции. Это способствует формированию чувства принадлежности и идентичности. Понимание истории своего рода позволяет установить связь с предками, узнать о их жизни, ценностях и мечтах. Это может быть источником вдохновения и гордости.
— В ходе изучения рода мы нашли очень много родственников, которых вообще не знали. И до сих пор общаемся. Например, я написала небольшую статью в газету «Онега» и приложила фотографию, где изображены моя бабушка и её сестра. И откликнулись родственники. Когда мы увиделись и пообщались, было такое чувство, что мы всю жизнь знакомы, — рассказала Ольга Попова.
Ольга Ивановна признаётся, что схема рода и родословная для неё разные понятия. Ведь кроме дат и имён стоит хранить истории рода, воспоминания, фамильные реликвии, различные схемы и справки.
— У меня есть шкатулка моей прабабушки Анисьи Ивановны, когда я училась в шестом классе, выпросила её у своей бабушки. В ней ничего примечательного нет, она железная, на ней крест, но, почему она мне запала в душу, я не знаю. А это была шкатулка бабушкиной свекрови. Бабушка её никак не хотела отдавать, но я плакала. В конце концов она мне её отдала. И она со мной прошла по жизни. Ещё у меня есть деревянная грабилка из Онежского района. Она передавалась из поколения в поколение по женской линии. А так как у моей бабушки Анны Григорьевны было два сына, то она у неё хранилась. Потом отец мне привёз и отдал. Я с ней в лес не хожу, но она у меня здесь. Она пахнет лесом, у неё ручка затёртая, блестящая, берёшь её — и чувствуешь связь поколений. У меня есть письмо 1929 года. Пишет мой дед своей жене: «Добрый день, Нюрочка, пишет тебе твой Ваня». Письму практически 100 лет, и я его храню.
Шкатулка прабабушки Анисьи Ивановны Коноплёвой (в девичестве — Рудаковой)
Также в персональной коллекции Ольги Ивановны хранятся её детские платья, сшитые мамой, и самодельное свадебное платье. В 2020 году Ольга Ивановна решила подвести итог и всё, что собрала, объединила в две книги. Собрала фотографии предков, схемы деревень, фамильный диплом и написала обращение к своим внукам.
Порой изучение истории предков открывает удивительные тайны прошлого.
— Так получилось, что мой папа своему папе шестиюродный брат. Получается, что моя бабушка Анна Григорьевна Судина, по первому мужу — Ушакова, урождённая Самарина, вышла замуж за сына своей пятиюродной сестры Анастасии Фёдоровны Ушаковой, урождённой Самариной. Так мой папа Иван Иванович и мой дед Иван Кириллович оказались шестиюродными братьями. Когда я только увидела, что у них одинаковая фамилия и что они из одной деревни, я предположила, что они родственники, а потом так и оказалось, когда я выстроила генеалогическое древо, — рассказала Ольга Ивановна. — А вот знаменитостей в роду не было. Был предок — священник. Остальные все крестьяне. Жили они тихо, спокойно. Крестьяне не бедные и не зажиточные. Сами себя обеспечивали. Это бабушка рассказывала. Были и репрессированные по бабушкиной линии.
Своим примером Ольга Попова вдохновляет и окружающих. К ней периодически обращаются люди с просьбой помочь разобраться в механике составления родословной и за советом, как разобраться в архивах.
Только в этом году в стенах Центральной библиотеки Ольга Ивановна провела несколько мастер-классов. Например, на прошлой неделе рассказывала волонтёрам о том, как искать в базах участников Великой Отечественной войны. В октябре перед участниками Овсянкинских чтений Ольга Ивановна выступила с мастер-классом по работе с архивами и сделала выступление на тему «Мои Шенкурские корни».
— Мне хочется, чтобы моя дочь, мои внуки знали свои корни, гордились своими предками, — сказала в заключение Ольга Попова.
Фото из личного архива Ольги Поповой и автора
Сообщение Мои корни появились сначала на Северный рабочий.