"Всё пошло не по плану": Офицеры "Альфы" и "Вымпела" рассказали о своём "самом страшном штурме". Двадцать лет Беслану
Двадцать лет прошло с момента трагедии в Беслане. Офицеры "Альфы" и "Вымпела" рассказали о своём "самом страшном штурме". Штурме, когда вокруг было множество убитых и раненых, а офицерам надо было ювелирно проделать свою работу. Как это было...?
"Всё пошло не по плану"1 сентября 2004-го полковник спецподразделения ФСБ России "Альфа" Виталий Демидкин несколько дней как приехал из командировки. Тогда его подразделению полагался отдых, но пришла ужасная новость - захват школы в Беслане.
Полковник рассказал "Известиям", как всё происходило.
В Беслане отряд Демидкина, совместно с другими членами "Альфы" и "Вымпела", разместился в расположенном неподалеку училище, чтобы подготовиться к потенциальной операции по освобождению заложников. Сначала была проведена разведка на крышах соседних зданий, а затем они выехали в поселок Фарн - это нужно было для отработки действий в школе, схожей по планировке с захваченной.
Как объяснил Демидкин, основное внимание было сосредоточено на спортивном зале. Задача заключалась в том, чтобы проникнуть в помещение с заложниками, нейтрализовать взрывные устройства, размещенные по всему залу, и ликвидировать террористов. Офицеры знали, что двое из них контролировали подрыв с помощью специальных педалей. Если нога оставалась на устройстве более пяти секунд, оно срабатывало. Террористы издевались над людьми, убирая ногу на несколько секунд, а затем ставя обратно. По сведениям полковника, планировалось, что в первые четыре секунды бойцы захватят педали, чтобы сапёры могли потом обезвредить устройства.
Штурм закрытого помещения — самая трудная задача, и мы понимали, что многие из нас погибнут. В перерыве между учениями стали подходить товарищи, говорить по душам, спрашивать про родителей, детей — как бы прощаться. Но в итоге всё пошло не по плану...
Никто не ожидал, что взрывы прогремят 3 сентября. Предполагалось, что штурм будет позднее. Да и на переговоры была надежда - всё-таки, разговаривать с террористами тогда приезжали многие известные люди (например, детский кардиохирург Леонид Рошаль).
Около часа дня нам позвонили и приказали срочно выезжать на место дислокации. О том, что в школе были подрывы, мы узнали уже в дороге по радио. Стрельбище находилось в 60 км от Беслана, и мы боялись, что пока доедем, всё уже закончится без нас,
- вспоминает полковник.
Что происходило внутри школыПосле того, как прогремели взрывы, в здание ворвался спецназ. Первый этаж занял "Альфа", второй достался "Вымпелу". Задача была - уничтожить террористов, которые на тот момент уже прятались где-то в школьных закоулках.
Демидкин вспоминает: тогда в одном из коридоров офицеры увидели учительницу и девочку. Девочка очень просила пить.
А мы не взяли с собой фляжки, потому что старались взять побольше боеприпасов. И я не смог дать ей пить, до сих пор об этом жалею,
— рассказал Виталий Демидкин.
Тем временем раненых старались поскорее передать медикам. Ветеран "Вымпела", герой России Вячеслав Бочаров рассказал, что людей, которые подавали признаки жизни, он старался перетащить в раздевалку. В один из таких моментов Бочаров получил серьёзное ранение, но выжил.
Вытаскивал раненых заложников и еще один бывший офицер "Вымпела", а ныне первый вице-президент ассоциации группы "Вымпел", полковник запаса Владимир Силантьев. По его словам, террористы привезли в школу столько взрывчатки, что, если бы всё сработало одновременно, в зале не выжил бы ни один человек. Силантьев уточнил, что многие местные помогали спасать заложников. В частности, местные жители протянули в зал пожарный рукав, и под струями воды выносили раненых — до тех пор, пока не рухнула крыша.
Мирных жителей с нами было очень много, они помогали эвакуировать детей. Мы выносили — они по цепочке друг другу передавали и делали это с огромной скоростью. Здоровые осетинские мужчины просто выли, когда видели раненых детей и женщин.
Герои БесланаМногие офицеры проявили себя героически во время той страшной трагедии. В Балашихинском районе на территории Николо-Архангельского кладбища есть отдельная, очень особенная аллея - там похоронены бойцы "Альфы" и "Вымпела". Они отдали свою жизнь за детей Беслана.
Андрей Туркин в момент штурма бросился вперёд и повалил террориста на землю, закрыв собой гранату, которую тот держал в руке. Прогремевшего взрыва никто не услышал – так грамотно сработал офицер. Так он спас целую толпу людей.
Подполковник Дмитрий Разумовский - его группа осуществляла огневую поддержку штурма. Разумовский вызвал огонь на себя и погиб.
Подполковник Олег Ильин столкнулся с несколькими террористами в ближнем бою. Он их ликвидировал, но и сам получил ранения. Это ранение не позволило ему убрать ещё одного боевика, и тот убил спецназовца.
Это далеко не все герои Беслана. Там, скорее всего, вообще не было бойцов, которые не получили бы ранение. Спецназу пришлось нелегко: бойцы эвакуировали людей и одновременно вели бой. Кого-то зацепила пуля, кого-то - осколок. Кто-то выжил, а кто-то, увы, нет.
Но каждый, кто помогал, спасал, эвакуировал, прикрывал, вёл бой - Герой.