Из жизни отдыхающих
Большинству из нас хорошо известно выражение «поехать на воды». И действительно, значительная часть российских (и мировых) курортов была построена около источников минеральных вод. Но лечение ими и принятие целебных ванн было не единственной приманкой Кавказских Минеральных вод или Сестрорецка. Было в курортной жизни и просто какое-то очарование, особый уклад, который манил отдыхающих из года в год собираться и ехать за тридевять земель.
Правда, было в курортной жизни и такое знакомое каждому из нас желание нажиться на отдыхающих. «Надлежит ведать, что нельзя же только всё стричь и стричь приезжего дачника и гостей, нужно же и дать что-нибудь. На западных курортах вас в денежном отношении тоже не помилуют, но зато услужливостью, предупредительностью, и даже нередко комфортом положительно обворожат. Национальная гордость, здравый смысл и собственно материальные выгоды должны были бы подсказать нам давно, что так вести курортные дела нельзя», — писала «Черноморская газета» в 1914 г. И администрации многих курортов старались организовать досуг отдыхающих наилучшим образом.
Всё началось с Петра
Историю курортного дела в России, как и историю многих других начинаний, ведут с Петра I. Считается, что во время Великого посольства в 1698 г. состоялся его визит на курорт в Бадене, который особенно славился своими источниками и банями. Молодому царю там понравилось (правда, неизвестно, что больше: термы или местное вино), и он взял образец Бадена на заметку.
Так что не случайно первый российский курорт появился в период царствования Петра Алексеевича. Однако, вопреки распространённым представлениям о том, что курорт — это юг, тепло и солнце, в России бальнеологическая и грязевая лечебница возникла в Карелии, на территории нынешнего посёлка Марциальные воды. Пётр успел тут отдохнуть и подлечиться в 1719—1720 гг. Затем бадерские (медицинские) бани появились на Липецких водах, посёлок с лечебницей вырос в Саках, которые славились целебными грязями, за ними последовали и другие области Крыма, Северный Кавказ, Средняя Азия. За развитие санаторно-курортного лечения ратовали Боткин, Пирогов, другие выдающиеся врачи, так что постепенно этот вид отдыха вошёл в моду.
Добавляло популярности курортам и любовь к этому виду отдыха представителей императорской фамилии. Правда, ездили в основном за границу, например, в Карлсбад или Мариенбад. Но те, кто не могли себе этого позволить, лечились водами и грязями в России.
Пошли купаться!
Как вспоминали посетители, к примеру, липецкого курорта, день отдыхающих начинался довольно рано, уже в 7 утра отдыхающие приходили на лечебные ванны. А с 9-ти в местном парке начинали играть музыканты, так что можно было выходить на прогулку. Музицировали до 11 часов, здесь же, в парке, отдыхающие посещали чайный буфет.
Дальше курортники в Липецке гуляли или отправлялись в гостиницу, а те, кто выбрали морской курорт, шли купаться. Конечно, в приморских городах это было основное развлечение, но зайти в воду было не так просто. Правила приличия требовали, чтобы купальщики были скрыты от посторонних глаз. Для этого устраивали купальни: строили домики на сваях, выдвинутые в море, огораживали место для купания парусиной или завозили в море на специальных повозках. В купальне дамы и мужчины переодевались и заходили в воду, будучи скрытыми стенками купальни от наблюдателей на берегу.
Воспитатель Сергея Александровича, сына Александра II, так описывал императорские пляжные развлечения: «Купальня устроена весьма удобно: она состоит из довольно большого пространства, обколоченного редкими сваями, обтянутыми полотном; в купальне двигается по рельсам весьма красивая будка, в которой одеваются; когда волнение сильно, то для великих князей приготовляют ванны на открытом воздухе близ моря, а в случае сильного ветра — в здании ванны Её Величества». К 20 в. купальни стали проще и демократичнее: палатка для переодевания на берегу, маты, уходящие в море, чтобы камешки не кололи ноги, и верёвки, за которые можно было держаться при сильном волнении.
Купальни не были для курортников бесплатными — за раздевание в общем отделении надо было заплатить 5 копеек, за отдельный кабинет — 10 копеек. Кабинеты могли быть оборудованы душами, подогреваемыми бассейнами, прямо в них делали процедуры с лечебными грязями. Но если курортник был ограничен в средствах, то он шёл в общественные купальни, где можно было сэкономить буквально на всём. В том числе взять несвежие (нестираные) простыни и полотенца — это был вполне официальный вариант сокращения издержек.
Впрочем, несмотря на все меры, которые принимались для соблюдения приличий, без эксцессов не обходилось. «Анапский листок» в июне 1909 г. сообщал: «На обнажённых купающихся в море женщин уставился проходивший мимо мужчина интеллигентного вида. Женщины посинели в воде, а городовой не может удалить нахала. Простота нравов вещь, конечно, хорошая, но даже интеллигентный мужчина может стать скотиной».
Музыка, игры, танцы
Вторая волна оживления начиналась на улицах и аллеях курортов в 6 вечера, когда курортники заканчивали все процедуры.
Сердцем развлечений на курорте был курзал, специальное помещение для выставок, концертов и прочих увеселений. И, как и сегодня, курорты привлекали столичных артистов. К примеру, в кисловодском курзале пели Шаляпин и Собинов, танцевали Кшесинская и Дункан (сегодня в этом здании располагается филармония). В курзале Липецка, одного из старейших курортов, была одна комната, в которой умещались все радости курортника — и столовая, и буфет, и сцена с кулисами, и хоры. Организаторами концертов выступали местные музыкально-драматическое и благотворительное общества. Но выступали в Липецке и звёзды первой величины, например, Николай Рубинштейн, Комиссаржевская, Москвин. Сборы от их концертов нередко шли на благотворительность.
Устраивали в курзалах и балы, украшали помещение ветками и живыми цветами, иллюминировали сад, запускали фейерверки. И, конечно, танцевали. На одном из таких балов в Липецке побывал даже Александр I и тоже присоединился к танцующим.
Особенно славился курзал в Сестрорецке: курорт был популярный, так что зал развлечений отстроили с размахом. Три этажа, концертный зал на 1500 мест, освещали его три электрические люстры. Также в курзале находилась поистине грандиозная кухня, где на одной плите могли одновременно готовить 20 поваров. Ресторан, который находится здесь же, вмещал одновременно 2000 человек. При этом сам санаторий, «Лесная санатория», включал всего 65 комнат, так что курзал явно служил развлечением и для приезжих, и для местного общества. Ещё в сестрорецком курзале был биллиард, библиотека, карточные комнаты и комнаты для тихих игр.
Раз в неделю на курорте обычно устраивали танцы, и тогда веселье затягивалось до 12 ночи.
Пища для ума
Но не стоит воспринимать понятие «курортные развлечения» однобоко: местные администрации предлагали не только увеселения, но и нечто познавательное. Так, в 1848 г. в Пятигорске начали собирать бальнеологический консерваторий — местный музей. Годом позже там же появился Музей Древностей Северного Кавказа под открытым небом. В нём собрали древние каменные изваяния, каменные кресты, четыре древние плиты с арабскими надписями
Любители активного отдыха могли отправиться на экскурсии. Например, в 1890 г. начал работу Крымский Горный клуб, который через несколько лет переименовали в Крымско-Кавказский. Экскурсии предлагали на один или на несколько дней, и программа познавательных путешествий была знакомой и сегодняшним туристам: например, водили на Красную Поляну или на гору Фишт. На пути следования экскурсий, которые продолжались несколько дней, обустраивали специальные стоянки.
И конечно, пищу для ума давала и местная пресса. В 1865 г. для посетителей Кавказских Минеральный вод стали печатать «Листок» — это была первая в стране курортная газета. Постепенно такие листки появлялись и в других курортных городах, но выходили они только в сезон. Когда отдыхающие разъезжались по домам, спроса на прессу не было, и типографии останавливали станки до следующей весны. А пока приморские и прочие города были полны отдыхающих, в газетках печатали всё — от объявлений о сдаче жилья до местных сплетен, из которых мы и черпаем сегодня информацию и быте и нравах отдыхающих. И порой ловишь себя на мысли, что мало что меняется. «Знаменитый купец москвич Мухин в компании с офицером и другими побил в центральной купальне г. Назарова. В прошлом году в Анапе Мухин бил в городском саду о собственную голову тарелки и старался сломать лбом дерево». А что необычного? Люди на отдыхе.